Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 291794-8 "О внесении изменения в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Преступления, предусмотренные частью четвертой статьи 210 и статьей 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), если эти деяния совершены лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, и занятие высшего положения в преступной иерархии отнесены к категории особой тяжести.
В настоящее время в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации уголовные дела в отношении лиц, совершивших указанные преступления, могут рассматриваться судом с участием присяжных заседателей. Однако, такое правовое регулирование не в полной мере учитывает специфику данных преступлений и их субъектов, связанную как с необходимостью обеспечения повышенных мер безопасности участников уголовного судопроизводства, включая присяжных заседателей, так и с юридическими особенностями соответствующих составов преступлений, что требует высокопрофессиональной правовой оценки данных деяний.
Так, по большинству уголовных дел данной категории принимались меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, в том числе связанные с допросом свидетелей под псевдонимом с сохранением в тайне данных об их личности, в условиях, исключающих из визуальное наблюдение другими участниками уголовного процесса.
Учитывая это обстоятельство, настоящий проект федерального закона направлен на исключение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью четвертой статьи 210 и статьей 210.1 УК РФ, из компетенции суда присяжных.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство допускает ограничение использования данной формы судопроизводства для определенной категории уголовных дел (о некоторых преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, террористических преступлениях и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.04.2010 N 8-П признал не противоречащим Конституции Российской Федерации порядок, при котором имеет место полное изъятие из подсудности суда с участием присяжных заседателей дел о терроризме и связанных с ним преступных деяниях, вызванное их повышенной сложностью и спецификой состава преступления, предопределяющих в современных условиях правомочие именно профессиональных судей, а не коллегии присяжных делать вывод о виновности или невиновности в этих деяниях на основе исследования фактических обстоятельств и оценки собранных доказательств.
Внесение предлагаемых изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации создаст дополнительные гарантии безопасности судебного производства и для вынесения законного, обоснованного и справедливого судебного решения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных конституционных законов, федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.