Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - законопроект) подготовлен в целях:
защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских организаций, осуществляющих деятельность в области разработки программного обеспечения;
унификации подходов государства к регулированию мер государственной поддержки для субъектов экономической деятельности, осуществляющих деятельность в области разработки программного обеспечения.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 12.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), направленные на расширение перечня требований к правообладателям, которые могут подавать заявления на включение разработанных ими программ в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр).
Однако действующие нормы не полностью учитывают особенности корпоративной структуры организаций - правообладателей программного обеспечения.
На практике согласно действующей редакции пункта части 5 статьи 12.1 Закона N 149-ФЗ российские акционерные общества, существенная доля акций которых находится в свободном обращении, в том числе на российских биржах, фактически не могут считаться разработчиками российского программного обеспечения.
Предлагаемые изменения являются системным решением преодоления такого барьера. Законопроектом вносятся изменения в пункт 1 части 5 статьи 12.1 Закона N 149-ФЗ, дополняющие понятие "участие" широко используемым в российском законодательстве понятием "контроль". Для достижения правовой определенности законопроектом также предлагается определить понятие контроля для целей Закона 149-ФЗ. Данные изменения позволят увеличить число отечественных программных продуктов в Реестре.
Таким образом, включение в Реестр программного обеспечения, разработанного российскими компаниями, акции которых торгуются на российских биржах, повысит качество импортозамещения и будет направлено на критически важные сегменты, в которых присутствуют иностранные разработки, а для российских ИТ-компаний будет создан стимул для выхода на биржи, что позволит привлечь дополнительные отечественные и зарубежные инвестиции и приведет к ускоренному развитию отечественных технологий.
Правительством Российской Федерации для целей включения в Реестр могут быть установлены иные требования к контролю в отношении российской коммерческой организации, включенной в перечень системно значимых разработчиков российского программного обеспечения, при условии заключения такой организацией с Правительством Российской Федерации соглашения, устанавливающего обязательства по разработке, развитию и использованию российского программного обеспечения, а также особый порядок перехода (отчуждения) в пользу иностранных лиц исключительных прав на такое программное обеспечение.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 2 части 5 статьи 12.1 Закона N 149-ФЗ изменениями в части уточнения возможности включения в Реестр программного обеспечения, разрабатываемого органами исполнительной власти Российской Федерации, государственными корпорациями, российскими некоммерческими и коммерческими организациями, не предназначенного для реализации иным третьим лицам.
На сегодняшний день указанная возможность ограничивается наличием требования о необходимости свободной реализации на всей территории Российской Федерации программного обеспечения, включаемого в Реестр.
На основании изложенного законопроектом предлагается предусмотреть, что требование о необходимости свободной реализации программного обеспечения для его внесения в Реестр не распространяется на программное обеспечение, разрабатываемое вышеуказанными лицами исключительно для внутреннего использования (в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры), к которому относится также передача программного обеспечения аффилированным лицам.
Также Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 321-ФЗ внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, направленные, помимо прочего, на предоставление налоговых льгот компаниям, которые реализовывают, разрабатывают, внедряют и обслуживают программно-аппаратные комплексы, сведения о которых включены в Реестр. В этой связи предлагается внести изменения, предусматривающие включение сведений о российских программно-аппаратных комплексах в Реестр.
Реализация положений, изложенных в данной законодательной инициативе, станет очередным шагом на законодательном уровне по формированию комплекса мер по импортозамещению программно-аппаратных комплексов.
Законопроектом вводится статья 2, согласно которой к нормативным правовым актам, подлежащим принятию или изменению в связи с принятием законопроекта и устанавливающим обязательные требования, не применяются положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом.
Ввиду необходимости оперативного внесения соответствующих изменений с целью реализации положений, предусмотренных законопроектом, в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", регламентирующее порядок включения сведений о программном обеспечении в Реестр, устанавливается иной порядок вступления в силу нормативных правовых актов, подлежащих принятию или изменению в связи с принятием законопроекта.
Принятие законопроекта предусмотрено пунктом 7.4.14 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. В этой связи согласно пункту 61.1 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, законопроект не подлежит оценке регулирующего воздействия.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" потребует внесения соответствующих изменений в статьи 149, 284, 286.1 и 427 Налогового кодекса Российской Федерации в части корректировки наименования единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и не потребует приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проекта федерального закона.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - законопроект) не потребует приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие законопроекта потребует внесения соответствующих изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 23 марта 2017 г. N 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Ответственный исполнитель - Минцифры России.
Срок подготовки соответствующих проектов нормативных правовых актов - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проекта федерального закона.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в части корректировки наименования единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в следующие акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1867 "О предварительной установке программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и об обеспечении возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза":
постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий";
постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. N 550 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Российскому фонду развития информационных технологий на поддержку проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий";
постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. N 555 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий на обеспечение первого масштабного внедрения российских решений в сфере информационных технологий";
постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1031 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Российскому фонду развития информационных технологий на возмещение затрат по использованию субъектами малого и среднего предпринимательства российского программного обеспечения";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. N 1598 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий".
Ответственный исполнитель - Минцифры России.
Срок подготовки соответствующих проектов нормативных правовых актов - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проекта федерального закона.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в части корректировки наименования единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в следующие акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки соответствующих проектов нормативных правовых актов - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проекта федерального закона.
Принятие законопроекта потребует принятие приказа Минцифры России по утверждению классификатора программно-аппаратных комплексов.
Ответственный исполнитель - Минцифры России.
Срок подготовки соответствующих проектов нормативных правовых актов - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проекта федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.