Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 293466-8 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Досье на проект федерального закона
Положения проекта федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (далее - проект федерального закона) направлены на включение в единую информационную систему нотариата (далее - ЕИС) сведений о государственной регистрации смерти и сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, предоставленных Федеральной нотариальной палате в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрации актов гражданского состояниям также на уточнение процедуры нотариального свидетельствования подлинности подписи переводчика.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 464-ФЗ "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" внесены изменения в Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", которыми предусмотрено предоставление сведений о государственной регистрации смерти и сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского законодательства (далее - ЕГР ЗАГС), оператору единой информационной системы нотариата.
Получение оператором ЕИС из ЕГР ЗАГС сведений о государственной регистрации смерти и сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти по принципу широковещательной рассылки позволит в дальнейшем реализовать возможность предоставлять сведения о прекращении действия доверенности в связи со смертью гражданина, выдавшего доверенность, с использованием сервиса ЕИС для неограниченного круга лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации действие доверенности прекращается в случае смерти гражданина, выдавшего доверенность. Помимо этого, указанные сведения могут быть использованы для получения информации в связи с совершаемыми нотариальными действиями.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается уточнение процедуры нотариального свидетельствования подлинности подписи переводчика.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит требований к уровню квалификации переводчика, а также не устанавливает обязанности нотариуса осуществлять ее проверку.
В настоящее время при свидетельствовании подлинности подписи переводчика информацию о знании иностранного языка переводчика нотариус устанавливает со слов лица, обратившегося за совершением нотариального действия, и фиксирует данную информацию в реестре регистрации нотариальных действий или в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата.
В целях обеспечения достоверности переводов, нормы проекта федерального закона устанавливают требования к переводчикам, которые осуществляют перевод для последующего нотариального удостоверения, а также обязанность нотариуса совершать нотариальное действие по свидетельствованию подлинности подписи переводчика только при условии предоставления ему подтверждающих документов.
Также проектом федерального закона предусмотрено совершенствование нормы статьи 45.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы) в части уточнения правил указания в тексте нотариально оформляемого документа сведений о субъекте в зависимости от его статуса (физическое, лицо, индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо). При этом нормы о том, что в тексте нотариально оформляемого документа относящиеся к его содержанию суммы и сроки должны быть обозначены хотя бы один раз словами, а также о том, что законодательством Российской Федерации могут быть установлены требования об обязательном указании иных сведений в текстах нотариально оформляемых документов, содержащиеся в части четвертой статьи 45.1 Основ, выделяются в часть пятую статьи 45.1 Основ.
Проект федерального закона не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Срок вступления в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования федерального закона, установленный в статье 2 проекта федерального закона, обусловлен необходимостью приведения в соответствие с вносимыми изменениями подзаконных нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Минюста России:
1. Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденный приказом Минюста России от 30 августа 2017 г. N 156 (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2017 г., регистрационный N 48092).
Цель - повышение эффективности защиты прав и законных интересов граждан.
Содержание правового регулирования - регламентация процедуры проверки нотариусом информации о смерти лица, выдавшего доверенность.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
2. Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, утвержденные приказом Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 224 (зарегистрирован Минюстом России 5 октября 2020 г., регистрационный N 60208).
Цель - повышение эффективности защиты прав и законных интересов граждан.
Содержание правового регулирования - регламентация содержания в единой информационной системе нотариата сведений о государственной регистрации смерти и о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
3. Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядка исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок, утвержденный приказом Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 225 (зарегистрирован в Минюсте России 5 октября 2020 г. N 60214).
Цель - повышение эффективности защиты прав и законных интересов граждан.
Содержание правового регулирования - регламентация содержания в единой информационной системе нотариата сведений о государственной регистрации смерти и о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
4. Порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденный приказом Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 226 (зарегистрирован Минюстом России 5 октября 2020 г., регистрационный N 60215).
Цель - повышение эффективности защиты прав и законных интересов граждан.
Содержание правового регулирования - регламентация содержания в единой информационной системе нотариата сведений о государственной регистрации смерти и о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.