Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 298001-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) направлен на совершенствование деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в части предоставления дополнительных льгот получателям бесплатной юридической помощи при оформлении полномочий представительства в судах, публичных органах и организациях, а также льгот детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проект федерального закона подготовлен во взаимосвязи с положениями проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Проект федерального закона направлен на создание условий безусловного получения бесплатной юридической помощи всеми социально незащищенными категориями граждан, которые получают такую помощь в виде представления их интересов в судах, государственных органах и организациях, а также на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Участие нотариусов в государственной системе бесплатной юридической помощи предусмотрено Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 324-ФЗ) путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате. Вместе с тем нотариусы активно взаимодействуют с адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, и государственными юридическими бюро по подготовке документов, необходимых для оказания бесплатной юридической помощи гражданам.
В качестве одной из форм оказания бесплатной юридической помощи Федеральный закон N 324-ФЗ предусматривает представление интересов граждан адвокатами или работниками государственных юридических бюро в судах, государственных органах, органах местного самоуправления и организациях. Как правило, в большинстве таких случаев действующим законодательством предусмотрено обязательное наличие доверенности на представление их интересов, оформление которой предполагается за счет собственных средств доверителей. Учитывая, что оказание бесплатной юридической помощи предусмотрено социально незащищенным категориям граждан, расходы на оформление названной доверенности создают существенную финансовую нагрузку, которая может стать препятствием для их обращения за защитой своих прав и, как следствие, ограничить им доступ к правосудию.
Право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом N 324-ФЗ имеют малоимущие граждане, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, усыновители, граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", граждане, признанные судом недееспособными, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, граждане, которым право на получение юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим, поскольку гражданам для защиты своих прав при оказании бесплатной юридической помощи требуется доверенность на представление их интересов в судах, иных органах и организациях проектом федерального закона предлагается дополнить статью 19 Федерального закона N 324-ФЗ положениями об освобождении граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и обратившихся к нотариусам за удостоверением доверенности на представление их интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях, от платы за совершенные нотариальные действия, под которой подразумевается оплата нотариального тарифа и услуг правового и технического характера.
В соответствии со статьей 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), а также Уставом Федеральной нотариальной палаты Правлением Федеральной нотариальной палаты утверждены порядок определения предельного размера регионального тарифа и применяемых к региональным тарифам льгот, а также предельный размер региональных тарифов для каждого субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 25 Основ нотариальные палаты субъектов Российской Федерации устанавливают обязательный для применения нотариусами размер региональных тарифов, исходя из ее предельного размера, установленного Федеральной нотариальной палатой.
Изменения, вносимые в статью 19 Федерального закона N 324-ФЗ, предусматривают общие принципы организации участия нотариальных палат субъектов Российской Федерации и нотариусов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в данном субъекте Российской Федерации. Также Федеральный закон N 324-ФЗ дополняется статьей 19.1, предусматривающей порядок компенсации платы за нотариальные действия, совершаемые нотариусами бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Проектом федерального закона предусмотрено, что плата за нотариальные действия, совершенные нотариусами бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, подлежит компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим статьей 2 проекта федерального закона предлагается внести корреспондирующие изменения в пункт 60 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ).
Учитывая необходимость разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов по участию нотариусов в государственной системе бесплатной юридической помощи, срок вступления проекта федерального закона в силу предусмотрен по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования. Также предусмотрено положение о приведении законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с положениями федерального закона.
Указанные изменения направлены на дополнительную социальную защиту граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, так как отсутствие финансовых средств на оформление доверенностей может ограничить их доступ к правосудию и лишить возможности защищать свои права и законные интересы.
Необходимо отметить, что получение бесплатной квалифицированной юридической помощи является базовой гарантией, установленной Конституцией Российской Федерации. При этом государственная система бесплатной юридической помощи является необходимым условием защиты со стороны государства прав и свобод нуждающихся в этом граждан.
Развитие института оказания бесплатной юридической помощи было поддержано 13.05.2021 Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ходе совещания с постоянными членами Правительства Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и других последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) направлен на совершенствование деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в части предоставления дополнительных льгот получателям бесплатной юридической помощи при оформлении полномочий представительства в судах, публичных органах и организациях, а также льгот детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гражданам для защиты своих прав при оказании бесплатной юридической помощи требуется доверенность на представление их интересов в судах, иных органах и организациях. Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 324-ФЗ) положениями о бесплатном удостоверении доверенности на представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях при оказании бесплатной юридической помощи гражданам, указанным в части первой статьи 20 Федерального закона N 324-ФЗ и в законах субъектов Российской Федерации.
Под платой за совершение нотариального действия понимается оплата федерального и регионального тарифов.
Согласно статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы), за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает единый нотариальный тариф, включающий федеральный и региональный тарифы.
При этом в региональный тариф включаются услуги правового анализа представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, осуществление обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством, в связи с совершением нотариального действия, изготовлением документов, копий, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, а также техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм и иные.
Федеральный тариф за совершение нотариальных действий взимается в размере, соответствующем размеру государственной пошлины.
Размер регионального тарифа устанавливается в соответствии со статьями 25 и 30 Основ.
За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина за удостоверение доверенностей уплачивается в размере 200 рублей (статья 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 30 Основ, а также Уставом Федеральной нотариальной палаты Правлением Федеральной нотариальной палаты утверждены порядок определения предельного размера регионального тарифа и применяемых к региональным тарифам льгот, а также предельный размер региональных тарифов для каждого субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 25 Основ нотариальные палаты субъектов Российской Федерации устанавливают обязательный для применения нотариусами размер региональных тарифов, исходя из ее предельного размера, установленного Федеральной нотариальной палатой.
Соответственно размер регионального тарифа по каждому региону утвержден нотариальными палатами субъектов Российской Федерации с размещением на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты (notariat.ru).
Согласно данным мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения, который Минюст России проводит в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 324-ФЗ, бесплатная юридическая помощь гражданам в виде представления их интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, и государственными юридическими бюро в 2020 году во всех субъектах Российской Федерации оказана в 11957 случаях. Учитывая различную динамику развития государственной системы бесплатной юридической помощи в регионах, показатели ее оказания в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях значительно различаются по субъектам Российской Федерации. Соответствующая информация по каждому субъекту Российской Федерации приведена в приложении к финансово-экономическому обоснованию.
Для расчета затрат бюджетов субъектов Российской Федерации на компенсацию платы за нотариальные действия, совершенные в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в виде оформления доверенностей, предлагается использовать формулу:
,
где:
- предполагаемый размер компенсации расходов нотариусов за освобождение граждан от платы за нотариальные действия в виде оформления доверенности, руб./год;
- размер оплаты нотариального действия по удостоверению доверенности в субъекте Российской Федерации (сумма взимаемого нотариального тарифа и стоимости услуг правового и технического характера), руб.;
- число случаев оказания бесплатной юридической помощи в виде представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в субъекте Российской Федерации за календарный год.
Например, в городе Москве при стоимости нотариального оформления доверенности в размере 1700 рублей при 335 случаях оказания такой помощи в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в 2020 году предполагаемый размер компенсации расходов нотариусов за освобождение граждан от платы за нотариальные действия составит 502500 рублей.
Таким образом, применяя данную формулу к соответствующим показателям по каждому субъекту Российской Федерации, можно получить сведения о предполагаемом максимальном размере компенсации расходов нотариусов за освобождение граждан от платы за нотариальные действия в виде оформления доверенности для обеспечения представления их интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Соответствующая информация приводится в приложении к финансово-экономическому обоснованию.
В расчетах предусмотрены максимально возможные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, если в каждом случае оказания бесплатной юридической помощи в виде представления интересов граждан в суде и иных органах будет оформляться доверенность. На практике такие доверенности оформляются значительно реже в связи с тем, что граждане, имеющие право на данный вид бесплатной юридической помощи, присутствуют на судебном заседании лично и могут заявить в судебном процессе об участии своего представителя без оформления доверенности в соответствии с частью шестой статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим предложения по установлению указанных льгот направлены на реализацию права на судебную защиту прежде всего лиц, которые не могут лично присутствовать в судебном заседании, в том числе в силу физических или психических недостатков.
Таким образом, учитывая небольшое число граждан, которые не могут самостоятельно присутствовать в судебном заседании, финансовая нагрузка на бюджет субъекта Российской Федерации от предоставления льгот получателям бесплатной юридической помощи для оформления полномочий их представительства в судах, публичных органах и организациях не будет являться существенной.
Проект федерального закона направлен на создание условий безусловного получения бесплатной юридической помощи для всех социально незащищенных категорий граждан, которые получают бесплатную юридическую помощь в виде представления их интересов в судах, государственных органах и организациях, а также на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представляется, что введение дополнительной льготы по оплате нотариального действия для социально незащищенных категорий граждан в целях обеспечения их права на доступ к правосудию и судебную защиту своих прав и законных интересов имеет приоритет перед незначительными финансовыми затратами региональных бюджетов.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета, за исключением бюджетов субъектов Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует:
издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации об утверждении формы сводного отчета об оказании нотариусами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Основание: пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона.
Головной исполнитель: Минюст России.
Срок подготовки: в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.