Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 298643-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 1 разработан с целью урегулирования правовых и организационных основ обеспечения безопасности граждан при проведении зрелищных мероприятий.
Согласно статистическим сведениям 2, по итогам 2021 года на территории Российской Федерации проведено 113 606 зрелищных, религиозных мероприятий в которых приняло участие 51 081 968 человек (2020 год - 82 001, приняло участие - 52 426 863 человек, 2019 год - 231 951, приняло участие - 192 497 213 человек, 2018 - 235 384, приняло участие - 171 665 427, 2017 год - 222 393, приняло участие - 174 544 300 человек).
Снижение количества массовых мероприятий, а также участвующих в них лиц было связано с запретами на их проведение в условиях распространения коронавирусной инфекции.
В отличие от публичных и спортивных мероприятий на федеральном уровне не установлены обязанности организаторов по обеспечению безопасности в ходе зрелищных мероприятий, а также уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении таких мероприятий.
В этой связи федеральным законодательством не предусмотрена ответственность организатора зрелищного мероприятия за непринятие мер по обеспечению безопасности при его проведения (к примеру, не использование металл детекторов и металлоискателей на входных группах и др.).
Зрелищные мероприятия, как правило, проводятся на территории общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведённой территорий за ее пределами, либо месте общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек, что в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 "О противодействии терроризму", подпадает под определение места массового пребывания людей.
Согласно статье 5.1 названного Федерального закона высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) организует реализацию государственной политики в области противодействия терроризму на территории субъекта Российской Федерации, координирует деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с пунктом 3 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272, организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.
С учетом изложенного, мероприятия по антитеррористической защищенности мест проведения зрелищных и иных массовых мероприятий возлагаются на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с собственниками объектов (территорий).
Одновременно, согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция оказывает содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах их проведения.
Проектируемыми изменениями в статью 39 Закона о культуре предусматривается организация и проведение зрелищных мероприятий, утверждение и реализация календарных планов проведения зрелищных мероприятий.
В этой связи статью 40 Закона о культуре в части полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры предлагается дополнить так же возможностью их обеспечения услугами организаторов зрелищных мероприятий.
Законопроектом, в части дополнения статьи 53 Закона о культуре новыми частями 8-11, вводится обязанность организаторов зрелищных мероприятий в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при их проведении не позднее чем за 10 календарных дней до предполагаемой даты проведения таких мероприятий, а в случае проведения на плановой основе не менее чем за 10 календарных дней до начала первого мероприятия календарного плана уведомлять высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или иные исполнительные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления о месте, дате и сроке проведения таких мероприятий и незамедлительно сообщать об изменении указанной информации, а также обеспечивать меры общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с правилами обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищных мероприятий, которые будут утверждаться Правительством Российской Федерации
Представляется, что такой порядок позволит формировать в территориальных органах МВД России и других контрольно-надзорных органах долгосрочную перспективу планирования предстоящего задействования сотрудников для оказания содействия организаторам массовых мероприятий в обеспечении общественного порядка, своевременную подготовку соответствующих управленческих решений на формирование и последующее применение группировки сил и средств (при необходимости), обеспечения оптимальности и равномерности использования кадровых, финансовых, материально-технических и иных ресурсов.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
------------------------------
1 Далее - законопроект, Закон о культуре, соответственно.
2 Форма статистической отчетности "Общие сведения о состоянии оперативной обстановки в Российской Федерации" - Форма "565", утвержденная приказом МВД России от 15 августа 2026 г. N 471, введена в действие с 1 января 2017 года. До 2016 года включительно по указанной форме отчётности разбивки по культурно-зрелищным, спортивным и иным мероприятиям не было, учитывались только публичные мероприятия (приказ МВД России от 22 июня 2009 г. N 466 - утратил силу).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "2026 г." следует читать "2016 г."
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего правила обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.