Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О соблюдении тишины и покоя граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях унификации законодательства и установления единых требований к физическим и юридическим лицам по вопросам соблюдении тишины и покоя граждан на территории Российской Федерации.
В настоящее время вопросы обеспечения тишины и покоя граждан в ночное время регулируется законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Анализ регионального законодательства показывает неоднородность установленных требований к определению ночного времени суток, к видам действий, повлекших нарушение тишины и покоя граждан, к мерам административного наказания за совершение таких действий, а также наличие правовых пробелов.
Законопроектом предлагается установить период времени с 22 часов до 7 часов местного времени. Дополнительно законопроектом предусмотрено, что проведение строительных и ремонтных работ возможно в период времени с 9 часов до 19 часов местного времени в будние дни с обязательным перерывом в период с 14 часов до 16 часов местного времени.
Законопроектом предусмотрены случаи, когда нормы закона о тишине не применяются:
- предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан;
- проведение массовых мероприятий в нерабочие праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации, а также с проведением общественных мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с проведением физкультурных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий;
- отправление религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий;
- празднование Нового года с 22 часов местного времени 31 декабря до 4 часов местного времени 1 января.
Положения законопроекта предусматривают закрытый перечень объектов, на которых обеспечивается соблюдение тишины и покоя граждан. К таким объектам предлагается отнести все жилые объекты, объекты социальной инфраструктуры и прилегающую территорию к таким объектам.
Закрытый перечень действий, нарушающих тишину и покой граждан сформирован по результатам анализа соответствующих законов субъектов Российской Федерации и является полным.
Принятие данного законопроекта послужит основой для восстановления положительной правоприменительной практики по реализации права граждан на тишину и покой в ночное время. С 2014 года и по настоящее время это существенно затруднено после внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения (Федеральный закон "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 21.07.2014 N 247-ФЗ), установившего, что протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий. За прошедший период с 22 июля 2014 года (дата вступления в силу указанных изменений) по настоящее время вышеуказанные соглашения не заключены ни одним из субъектов Российской Федерации.
В целях внедрения единого закона о тишине и покое граждан на территории Российской Федерации, а также унифицированной системы профилактики правонарушений в сфере общественного порядка, предполагается сформировать систему органов и лиц, участвующих в профилактике, предупреждении и пресечении соответствующих правонарушений:
- лица, осуществляющие управление многоквартирным домом;
- государственные жилищные инспекции (по аналогии с нарушениями законодательства о запрете курения в подъездах и лифтах многоквартирных домов);
- органы внутренних дел.
Лица, осуществляющие управление многоквартирного дома, должны получить право проводить профилактические мероприятия посредством информирования граждан о требованиях к соблюдению тишины в установленные периоды времени, а также принимать меры, необходимые для привлечения лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок, в том числе составлять акт о нарушении тишины и покоя граждан для последующей передачи в органы государственной власти, уполномоченные рассматривать и составлять протоколы о совершении действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время. Данный акт будет служить дополнительным основанием для возбуждения административного производства в отношении нарушителя, а также подтверждением факта повторного или систематического совершения противоправных действий. Помимо прочего, предлагаемая концепция взаимодействия соответствует государственному курсу на исключение дублирующих, избыточных и несвойственных полиции функций.
Введение единых норм о мерах наказания за совершение действий гражданами и юридическими лицами, повлекших нарушение тишины и покоя граждан, а также необходимые изменения о лицах, уполномоченных на составление протоколов о совершении действий, посягающих на общественный порядок, предлагается урегулировать путем доработки и принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время", зарегистрированный под номером 97773-8.
Принятие законопроекта фактически введет новые обязательные требования по соблюдению тишины и покоя граждан юридическими лицами и должностными лицами в процессе осуществления их хозяйственной деятельности. В этой связи, а также в целях обеспечения переходного периода, предлагается установить дату вступления закона в силу 1 марта 2023 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О соблюдении тишины и покоя граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О соблюдении тишины и покоя граждан в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О соблюдении тишины и покоя граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О соблюдении тишины и покоя граждан в Российской Федерации" потребует внесения изменений в отдельные статьи Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данные изменения предлагается урегулировать путем доработки проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время", зарегистрированный под номером 97773-8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.