Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 301966-8 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается увеличение социального налогового вычета уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение до 110 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
В настоящее время законодательством предусмотрена сумма не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Увеличение такого важного социального налогового вычета, как за обучение своих детей происходило всего дважды:
1) в 2003 году, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" N 110-ФЗ от 07.07.2003 г. - с 25 000 до 38 000 рублей произведено увеличение указанного социального налогового вычета;
2) в 2006 году, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы" N 144-ФЗ от 27.06.2006 г. - с 38 000 до 50 000 рублей произведено увеличение указанного социального налогового вычета.
В связи с этим, уже на протяжении 16 лет сумма такого значимого социального налогового вычета за обучение своих детей не увеличивалась, в то время, как плата за обучение за данный период времени существенно поднялась.
В весеннюю сессию 2022 года, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон N 295-ФЗ от 14 июля 2022 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", исключающий термин "образовательная услуга", вызывающий на протяжении многих лет негативную реакцию, как педагогов, так и родительского сообщества.
Принятие такого Федерального закона свидетельствует о том, что в нашей стране уделяется особое внимание вопросам образования подрастающего поколения. С целью поддержки родителей, чьи дети получают платное образование, законопроектом предлагается увеличить сумму социального налогового вычета на детей.
Работа в данном направлении мною, как разработчиком законопроекта, проводилась с августа 2022 года. В связи с чем, был направлен запрос в ФНС России о предоставлении необходимых данных, подтверждающих необходимость увеличения такого важного социального налогового вычета, как на обучение детей.
Также и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, составившемуся 21 февраля 2023 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил увеличить максимальную сумму социального налогового вычета за обучение детей с 50 000 рублей до 110 000 рублей, а на собственное обучение, а также лечение и приобретение лекарств со 120 000 рублей до 150 000 рублей.
По данным декларационной компании 2021 года 1-ДДК на 01.01.2022 год (за 2021 год) по доходам 2020 года количество налогоплательщиков - физических лиц (далее - ФЛ), которым предоставлены социальные налоговые вычеты (ед.) на обучение детей 474 375, а общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов за обучение детей (тыс. руб.) 18 746 946; количество ФЛ, которым предоставлены социальные налоговые вычеты на лечение (ед.) 1207 801, общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов на лечение (тыс. руб.) 54 973 409; количество ФЛ, которым предоставлены социальные налоговые вычеты за свое обучение и обучение брата (сестры) до 24 лет (ед.) 322 388, общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов за свое обучение и обучение брата (сестры) до 24 лет (тыс. руб.) - 18 746 946.
Общее количество представленных деклараций формы 3-НДФЛ о доходах соответствующего года, введенных в информационные ресурсы налоговых органов в отчетном периоде (ед.) по доходам 2020 года 11 016 678.
Данные декларационной компании 2021 года 1-ДДК на 01.01.2022 год (за 2021 год) по доходам 2020 года свидетельствуют о востребованности таких социальных налоговых вычетов как на обучение детей, собственное обучение и лечение. Безусловно увеличение сумм этих социальных налоговых вычетов потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, однако, спрогнозировать точную цифру невозможно, поскольку неизвестно сколько налогоплательщиков обратиться в следующем году за представлением таких налоговых вычетов, а также какую сумму за обучение детей предоставят родители. Нет точной фиксированной цены за обучение детей - это может быть обучение детей, как в детских садах, так и в университетах.
Принятие данного законопроекта позволит повысить социальный уровень защищенности граждан Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании палатам Федерального Собрания Российской Федерации 21 февраля 2023 года предложил увеличить размер социального налогового вычета: по расходам на обучение детей - с нынешних 50 тысяч до 110 тысяч рублей в год, а по расходам на собственное обучение, а также на лечение и приобретение лекарств - со 120 до 150 тысяч рублей.
При этом 13 процентов от указанных повышенных сумм государство вернёт гражданам из уплаченного ими подоходного налога.
По итогам декларационной кампании 2021 года сумма социальных налоговых вычетов на обучение детей составила 18 млрд. 746 млн. 946 тыс. рублей.
Кроме того, сумма социальных налоговых вычетов на лечение детей и на приобретение лекарственных препаратов (в том числе - дорогостоящих) составила в 2021 году 83 млрд. 597 млн. 225 тыс. рублей.
Общая сумма указанных налоговых вычетов равна 102 млрд. 344 млн. 171 тыс. рублей.
Предлагаемое законопроектом изменение повлечет за собой увеличение расходов федерального бюджета, объем которых составит:
- на социальные налоговые вычеты на обучение детей - 41 млрд. 243 млн. 281 тыс. рублей;
- на социальные налоговые вычеты на лечение детей и приобретение лекарственных препаратов 104 млрд. 496 млн. 531 тыс. рублей.
Таким образом, ориентировочный общий объем расходов составит 145 млрд. 739 млн. 812 тыс. рублей, а приблизительное увеличение составит 43 млрд. 395 млн. 641 тыс. руб.
Спрогнозировать точную сумму предполагаемых затрат невозможно, поскольку неизвестно сколько налогоплательщиков обратиться в следующем году за представлением таких налоговых вычетов, а также какую сумму за обучение детей предоставят родители. Нет точной фиксированной цены за обучение детей - это может быть обучение детей, как в детских садах, так и в университетах.
Источником финансирования дополнительных расходов будет являться Резервный фонд Правительства Российской Федерации.
Увеличение размера до 110 000 рублей социального налогового вычета, уплаченного налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплателыциком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя), повлечет за собой увлечение числа семей, которые смогут позволить платное образование для своих детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.