Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 301948-8 "О внесении изменений в часть 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в часть 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) предлагается уточнить требования к участникам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - государственные закупки), определенных в части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
С 1 января 2022 года вступила в силу новая редакция статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, которой скорректированы требования, устанавливаемые при проведении конкурентных государственных закупок, а также при государственных закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе уточнен пункт 10 части 1 статьи 31. Согласно новой редакции данного пункта участник государственной закупки не должен являться офшорной компанией, а также иметь офшорную компанию: среди участников (членов) корпоративного юридического лица или учредителей унитарного юридического лица;
среди лиц, владеющих напрямую или косвенно более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо более чем 10 процентами долей в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Законопроектом предлагается скорректировать нормы указанного пункта 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в целях обеспечения конкуренции при проведении государственных закупок без снижения существующего уровня сохранности и целевого использования средств бюджетов различных уровней, предназначенных для осуществления государственных закупок, а также в целях беспрепятственного доступа к государственным закупкам:
компаниям, уставный капитал которых разделен на доли (вклады) учредителей (участников) и экономическая природа которых допускает возможность законной свободной продажи долей фактически неограниченному кругу лиц;
компаниям, зарегистрированным на территории Российской Федерации, но при этом в условиях санкций принявшим на себя обязательства по приобретению активов иностранных компаний, ушедших с российского рынка.
В частности, законопроектом предлагается:
1. Однозначно установить, что на хозяйственные товарищества и общества не распространяется полный запрет участия офшорных компаний в их капитале, установленный Федеральным законом N 44-ФЗ для корпоративных юридических лиц.
Так, согласно пункту 1 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) корпоративными юридическими лицами являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ, к числу которых, в частности, относятся хозяйственные товарищества и общества.
Таким образом, формулировка пункта 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ создает правовую неопределенность для хозяйственных обществ. С одной стороны, доля владения офшорной компании акциями хозяйственных обществ допустима в размере 10%, с другой - новые требования к участникам государственных закупок не содержат каких-либо уточнений касательно доли офшорных компаний среди участников (членов) корпоративного юридического лица.
Указанная правовая неопределенность содержит серьезные риски для публичных акционерных обществ (далее - ПАО), являющихся согласно части 1 статьи 96 ГК РФ хозяйственными обществами, поскольку исходя из буквального толкования нормы пункта 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, наличие хотя бы одной акции ПАО (в том числе из состава пакета акций, находящихся в свободном обращении на фондовом рынке) в собственности офшорной компании может создать прецедент утраты ПАО права на участие в государственных закупках. Согласно пункту 5 статьи 97 ГК РФ никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций ПАО, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 ГК РФ.
В этой связи, учитывая состав юридических лиц, относящихся к корпоративным юридическим лицам (пункт 1 статьи 65.1 ГК РФ), законопроектом предлагается в пункте 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ слова "не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица" дополнить словами "(за исключением хозяйственных товариществ и обществ)".
2. Предусмотреть, что положение, устанавливающее ограничение доли участия офшорных компаний в капитале участника закупки не распространяется на случаи прямого или косвенного участия офшорных компаний в капитале ПАО (в том числе в статусе международных компаний), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации.
В настоящее время аналогичное исключение установлено частью 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) для целей определения доли участия офшорных компаний в капитале юридических лиц, имеющих право на предоставление субсидий, предусмотренных статьями 78, 78.1, 78.3 и 78.4 БК РФ, а также бюджетных инвестиций, предусмотренных статьей 80 БК РФ.
Кроме того, важно также в целом принимать во внимание, что ПАО, акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, не имеют возможности контролировать состав лиц, приобретающих их акции, а также отдавать предпочтение тем или иным их указанных лиц. Данное обстоятельство может привести к превышению установленной доли прямого или косвенного участия офшорных компаний в капитале ПАО, что, в свою очередь, приведет к необоснованным отказам в участии в государственных закупках, проводимых в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, добросовестным участникам финансового рынка.
3. Повысить допустимую долю участия офшорных компаний в капитале хозяйственных товариществ и обществ, которые являются участниками закупок, с 10 до 25 процентов.
Данное уточнение позволит:
- обеспечить единообразие подходов бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках.
- ослабить экономическое давление на те компании, которые в целях защиты интересов российской экономики приобретали активы уходящих с российского рынка иностранных компаний. В связи с чем любой участник государственной закупки, по сути, сохраняя неизменным состав участников (членов), может быть не допущен к государственным закупкам, поскольку его участники (члены) с учетом того, что процесс перерегистрации иностранных компаний был существенно ограничен возможными вариантами решений в условиях введенных санкций, приобретали активы уходящих с российского рынка иностранных компаний, в том числе имеющих офшорную юрисдикцию, при этом ведущих бизнес исключительно на территории Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в часть 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.