Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 303226-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"
Досье на проект федерального закона
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации единогласно, 16 февраля 2023 года, приняла в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации и осуществления контроля за соблюдением норм современного русского литературного языка). Законопроект направлен на одобрение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Актуальность изменения законодательства в части совершения и пропаганды русского языка, русской культуры, поддержки прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, сомнений не вызывает. Сейчас, как никогда, важно не только сохранить, но и пропагандировать то лучшее, что имеется в нашей стране, с целью сохранения традиционных ценностей, которые из поколения в поколение в нашей стране передаются и сохраняются.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее - законопроект) предлагаются изменения:
- по замене терминологии, используемой в указанном Федеральном законе "соотечественники за рубежом" на "соотечественники, проживающие за рубежом", а также по изменению соответствующим образом самого наименования Федерального закона, с учетом обозначенной корректировки;
- предлагается внести изменения в пункт 4 статьи 5 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", дополнив его новыми абзацами третьим - четвертым, которые позволят оказывать содействие соотечественникам в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе:
"получать и распространять информацию, пользоваться информацией на русском языке на территориях государств проживания соотечественников;
обеспечивать гарантии свободного доступа граждан Российской Федерации к изучению русского языка;".
Предложение по внесению изменений замены терминологии обусловлено, в том числе тем, что она применяется в:
- Указе Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
- Указе Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
- Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2020 года N 322 "О некоторых вопросах реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
- принятом в третьем чтении проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации".
Предлагаемые в пункт 4 статьи 5 изменения, являются корреспондирующими пункту 5.1 статьи 4 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" следующего содержания:
"5.1) обеспечивают гарантии свободного доступа граждан Российской Федерации к изучению русского языка, создают условия для изучения русского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также оказывают поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в получении и распространении информации, пользовании информацией на русском языке на территориях государств проживания соотечественников;".
Принятие проекта федерального закона позволит унифицировать действующие нормы законодательства, привести их в соответствие с принятыми ранее нормами, а также повысить значение русского языка в обществе.
Принятие проекта федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий при его реализации. Кроме того, принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.