Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 303035-8 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 10.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект дополняет лесное законодательство положениями, регулирующими такой вид использования лесов, как осуществление изыскательской деятельности.
В настоящее время изыскательские работы в лесах регулируются:
1. Статьей 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (лесной участок, в том числе расположенный в резервных лесах, может быть предоставлен в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год в соответствии с Лесным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ);
2. Положением о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 161;
3. Ставки платы для изыскательских работ установлены постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и составляют 80 рублей за гектар в год для всей территории Российской;
4. Типовой договор аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ утвержден приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542 (приложение N 16).
В 2021 году заключено 385 договоров на площади 41,8 тыс. га.
Вместе с тем отсутствие в Лесном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) такого вида использования лесов вызывает сложности в правоприменении. По данному вопросу поступают обращения от органов власти субъектов Российской Федерации и бизнес-сообщества.
Изыскательские работы могут повлечь за собой необходимость рубки для таких исключительных случаев, как строительство временных дорог, производственных площадок, устройства просек для проведения геодезических работ. Кодекс допускает рубку только на основании проекта освоения лесов, в отсутствие такого проекта рубка будет считаться незаконной и виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. При этом в Кодексе установлены закрытые основания для осуществления рубки.
Таким образом, наличие лесной растительности на лесном участке препятствует изысканиям, приводит к ошибкам в проектировании и строительстве и даже излишней рубке древесины. Закон не позволяет рубку для тщательного и качественного обоснования документации по планировке, но по после утверждения некачественной документации, составленной без инженерных изысканий, рубку допускает. В ходе строительства может быть обнаружена ошибка, вызванная отсутствием возможности провести качественные изыскания, что приводит к переделке указанной документации и вырубке лесной растительности на новом месте.
Законопроект устраняет и восполняет указанные недостатки правового регулирования.
Отложенный срок вступления Закона в силу обусловлен необходимостью разработки и принятия соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации.
Законопроект будет способствовать обеспечению прозрачности и обоснованности предоставления лесных участков для осуществления изыскательской деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 10.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 10.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 10.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 10.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.