Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 302778-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 97 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 97 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" направлен на установление постоянного федерального государственного пожарного надзора на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, федеральных территорий, где создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы (далее - КВО). Порядок осуществления постоянного государственного пожарного надзора, в том числе порядок взаимодействия с другими контрольными (надзорными) органами, осуществляющими иные виды государственного контроля (надзора) в отношении указанных объектов, устанавливается положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В настоящее время, в соответствии с положениями статей 5, 6 и 16 Федерального закона "О пожарной безопасности", организация профилактики и тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, осуществление федерального государственного пожарного надзора на объектах КВО, отнесено к компетенции специальных и объектовых подразделений федеральной противопожарной службы. Перечень объектов КВО, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации.
Осуществление федерального государственного пожарного надзора в режиме постоянного государственного контроля (надзора) на КВО в настоящее время законодательством не урегулировано. Плановые контрольно-надзорные мероприятия проводятся в соответствии с установленными для объектов защиты категориями риска с периодичностью один раз в 3-4 года.
В современных условиях при многократном наращивании объемов производства оборонной продукции пропорционально возрастают риски возникновения техногенных пожаров и чрезвычайных ситуаций на КВО. Пожары и чрезвычайные ситуации на КВО могут иметь региональный, федеральный или трансграничный характер и нанести, при определенных условиях, непоправимый урон обороноспособности Российской Федерации, к утрате бесценных объектов, олицетворяющих российскую государственность и культуру, а также архивных материалов, являющихся, в отдельных случаях, единственными свидетельствами Российской истории.
Учитывая резкое увеличение объемов государственного оборонного заказа в период проведения Специальной военной операции на Украине и интенсификацию производственного процесса на большинстве предприятий оборонной отрасли, включая переход на двух и трех сменный режим работы, следует отметить значительное повышение рисков возникновения пожаров, что может привести к срыву исполнения государственного оборонного заказа.
Таким образом, специфика деятельности охраняемых специальными и объектовыми подразделениями федеральной противопожарной службы объектов КВО, обусловлена уникальностью и повышенной опасностью технологических процессов, требует самого тесного взаимодействия с органами государственной власти всех уровней, отраслевыми министерствами и ведомствами, руководством организаций при разрешении проблемных вопросов обеспечения пожарной безопасности.
Кроме того, специфика функционирования особо важных и режимных объектов связана с выполнением работ, имеющих закрытый характер, сведения о которых отнесены к категории "особо важных" или "совершенно секретных".
Необходимо отметить, что подразделениями Ростехнадзора в отношении опасных производственных объектов осуществляется контрольно-надзорная деятельность в режиме постоянного государственного контроля (надзора), направленная на снижение риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций, что положительно сказывается на обеспечении безопасности поднадзорных объектов.
В связи с изложенным, в законопроекте предлагается внести соответствующие изменения в федеральные законы "О пожарной безопасности" и "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", направленные на установление режима постоянного государственного контроля (надзора) при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в отношении КВО.
Режим постоянного государственного контроля (надзора) заключается в возможности постоянного пребывания инспекторов государственного пожарного надзора на объектах КВО, совершении ими надзорных действий, предусмотренных статьей 97 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям, обеспечения соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на указанных объектах.
Предлагаемые изменения направлены на обеспечение оперативного принятия решений для предупреждения возникновения техногенных пожаров и чрезвычайных ситуаций на объектах КВО специальными и объектовыми подразделениями федеральной противопожарной службы при осуществлении постоянного федерального государственного пожарного надзора, поскольку в складывающейся обстановке "фактор времени" играет решающее значение.
Реализация предложенных изменений в федеральные законы "О пожарной безопасности" и "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение полномочий федерального органа исполнительной власти уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 97 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 97 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 97 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 97 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.