Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 2009, N 52, ст. 6450; 2011, N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451; 2018, N 22, ст. 3042) следующие изменения:
1) главу I дополнить статьей 6.1 следующего содержания:
"Статья 6.1. Прокурорский надзор
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.";
2) статью 24.1 признать утратившей силу;
3) в части десятой статьи 26 слова ", включенных в перечень, указанный в части тринадцатой статьи 24.1" заменить словами "и юридических лиц, включенных в перечень, указанный в части второй статьи 27.5";
4) дополнить главой V.1 следующего содержания:
"
Глава V.1. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Статья 27.1. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Под федеральным государственным надзором в области использования атомной энергии понимается деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган государственного регулирования безопасности), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицами, в том числе юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии (далее также соответственно - лица, юридические лица), требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормами и правилами в области использования атомной энергии и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии (далее - обязательные требования), условий действия разрешений (лицензий) посредством организации и проведения проверок (инспекций) юридических лиц и мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора, указанных в части восьмой статьи 27.5 настоящего Федерального закона, мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченного органа государственного регулирования безопасности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий).
Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии осуществляется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - Положение о надзоре).
При осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии уполномоченный орган государственного регулирования безопасности вправе привлекать к проведению проверок (инспекций) и систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) специалистов организаций научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности.
Привлечение указанных специалистов осуществляется за счет средств организаций научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности в порядке, установленном уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.
Статья 27.2. Планирование проведения проверок (инспекций) и их виды
При осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии проводятся плановые и внеплановые проверки (инспекции) в форме документарной или выездной проверки (инспекции) в порядке, установленном Положением о надзоре.
Проверки (инспекции) подразделяются на комплексные, предусматривающие проверку всех вопросов обеспечения безопасности, и целевые, предусматривающие проверку одного или нескольких вопросов обеспечения безопасности. Порядок определения вопросов обеспечения безопасности, подлежащих проверке в ходе проведения проверки (инспекции), устанавливается Положением о надзоре.
Комплексные и целевые проверки (инспекции) проводятся по программам, разрабатываемым уполномоченным органом государственного регулирования безопасности для каждой проверки.
Порядок и сроки разработки таких программ устанавливаются уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.
Проверки (инспекции) осуществляются:
в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок (инспекций) (далее - план проверок);
по основаниям для проведения внеплановых проверок (инспекций), указанным в настоящей статье.
План проверок разрабатывается уполномоченным органом государственного регулирования безопасности на основе дифференцированного подхода с учетом потенциальной опасности объектов использования атомной энергии и деятельности в области использования атомной энергии и подлежит согласованию с органами прокуратуры. Порядок рассмотрения органами прокуратуры проекта плана проверок и определения органа прокуратуры для согласования указанного проекта плана устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Максимальная частота проведения плановых проверок (инспекций) одного объекта использования атомной энергии, в отношении которого установлен режим постоянного государственного надзора, не может составлять более трех проверок (инспекций) в год, для остальных проверяемых лиц - не более одной проверки (инспекции) в год. Данные ограничения применяются к комплексным и целевым проверкам (инспекциям). Периодичность проведения плановых проверок (инспекций) устанавливается в Положении о надзоре.
Порядок разработки плана проверок, в том числе основания для включения плановой проверки (инспекции) в план проверок, устанавливается Положением о надзоре.
Основанием для проведения внеплановой проверки (инспекции) является:
истечение срока исполнения юридическим лицом выданного уполномоченным органом государственного регулирования безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий);
поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о проведении внеплановой проверки (инспекции) в отношении конкретного контролируемого лица либо требование прокурора о проведении внеплановой проверки (инспекции) в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), содержащие сведения об опасности причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в случаях, определенных Положением о надзоре;
поступление в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности:
заявления юридического лица о предоставлении разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, переоформлении лицензии или внесении изменений в условия действия разрешения (лицензии), прекращении действия разрешения (лицензии), о регистрации в соответствии со статьей 36.1 настоящего Федерального закона либо о начале выполнения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ;
официальных данных государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, свидетельствующих об изменении радиационной обстановки в связи с осуществлением юридическими лицами деятельности в области использования атомной энергии;
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (при подтверждении личности гражданина, полномочий представителя организации), информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного регулирования безопасности), органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержащих информацию о признаках нарушений обязательных требований, условий действия разрешения (лицензии), требований к обеспечению физической защиты, государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, об осуществлении деятельности и (или) о проведении работ, которые влияют на безопасность объекта использования атомной энергии, не предусмотренных выданными разрешениями (лицензиями), об осуществлении деятельности без наличия соответствующих разрешений (лицензий), о нарушении обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии, их элементов и систем, а также при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, о фактах изготовления предприятиями контрафактной продукции, продукции ненадлежащего качества, поставляемой на объект использования атомной энергии и влияющей на его безопасность.
Проведение внеплановых выездных проверок (инспекций) по основаниям, указанным в абзацах четвертом, седьмом и восьмом части восьмой настоящей статьи, подлежит согласованию с органами прокуратуры. Порядок согласования уполномоченным органом регулирования безопасности с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок (инспекций), а также типовые формы заявления о согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки (инспекции) и решения органов прокуратуры о результатах рассмотрения такого заявления устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Статья 27.3. Организация проведения проверок (инспекций)
Плановые и внеплановые проверки (инспекции) проводятся на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности. Распоряжение руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности о назначении плановой проверки (инспекции) издается на основании плана проверок, разработанного и утвержденного в установленном порядке.
Срок проведения проверки (инспекции) юридического лица или его обособленного подразделения (филиала) составляет не более чем десять рабочих дней со дня начала ее проведения.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку (инспекцию), срок проведения проверки (инспекции) может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителем (заместителем руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, но не более чем на двадцать рабочих дней.
В случае наличия у юридического лица нескольких обособленных подразделений (филиалов) срок проведения проверок (инспекций), указанный в части второй настоящей статьи, исчисляется применительно к каждому обособленному подразделению (филиалу).
О проведении плановой проверки (инспекции) проверяемое юридическое лицо уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем направления копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности о начале проведения плановой проверки (инспекции) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) путем направления указанного распоряжения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты юридического лица, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен юридическим лицом в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности, территориальный орган уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, или иным доступным способом.
О проведении внеплановой проверки (инспекции) проверяемое юридическое лицо уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.
В случае, если в результате деятельности юридического лица причинен вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо возникла угроза чрезвычайной ситуации техногенного характера, предварительное уведомление юридического лица о начале проведения внеплановой выездной проверки (инспекции) не требуется.
В случае, если результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) свидетельствуют о признаках нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), внеплановые проверки (инспекции) юридических лиц, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора, могут проводиться по решению руководителя (заместителя руководителя) органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности без предварительного уведомления указанных юридических лиц.
Учет проводимых при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии проверок (инспекций), а также их результатов осуществляется в рамках ведения единого реестра проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья 27.4. Предмет проверки (инспекции)
Предметом проверки (инспекции) является соблюдение лицами, в том числе юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), а также соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем обязательным требованиям, условиям действия разрешений (лицензий).
При проведении проверок (инспекций) соблюдения обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) проверяются вопросы обеспечения безопасности, определенные Положением о надзоре.
При документарной проверке (инспекции) проверяются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, используемых при осуществлении им деятельности в области использования атомной энергии и связанных с исполнением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий).
При выездной проверке (инспекции) проверяются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, используемых при осуществлении им деятельности в области использования атомной энергии и связанных с исполнением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), а также оценивается соответствие осуществляемой деятельности в области использования атомной энергии обязательным требованиям, условиям действия разрешений (лицензий), фактическое соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем обязательным требованиям, условиям действия разрешений (лицензий).
Статья 27.5. Режим постоянного государственного надзора
На отдельных объектах использования атомной энергии, а также в отношении юридических лиц, осуществляющих строительство судов или других плавсредств с ядерными реакторами, устанавливается режим постоянного государственного надзора, предусматривающий возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц уполномоченного органа государственного регулирования безопасности (далее - уполномоченные лица) на этих объектах, и проведение уполномоченными лицами мероприятий по контролю за обеспечением безопасности на таких объектах.
Перечень объектов использования атомной энергии и юридических лиц, осуществляющих строительство судов и других плавсредств с ядерными реакторами, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Установление в отношении объекта использования атомной энергии или юридического лица, осуществляющего строительство судов и других плавсредств с ядерными реакторами, режима постоянного государственного надзора не исключает организации и проведения в отношении таких объекта или юридического лица плановых и внеплановых проверок (инспекций) в соответствии со статьями 27.2 - 27.4 настоящего Федерального закона.
Порядок осуществления постоянного государственного надзора устанавливается Положением о надзоре.
При осуществлении постоянного государственного надзора уполномоченные лица проводят мероприятия по контролю с целью проверки соблюдения:
требований норм и правил в области использования атомной энергии, регламентов и инструкций по эксплуатации объектов использования атомной энергии;
требований к обеспечению физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
порядка расследования причин нарушений в работе объектов использования атомной энергии, в том числе порядка реализации в полном объеме мероприятий по устранению причин таких нарушений;
порядка регистрации (учета) элементов и систем, важных для безопасности, учета ресурса указанных элементов и систем, их своевременной замены или продления срока их эксплуатации при наличии соответствующего обоснования;
порядка подготовки и проведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ на объектах использования атомной энергии;
предписаний, выданных по результатам проведения проверок (инспекций) и мероприятий по контролю;
требований к подготовке работников объектов использования атомной энергии для получения разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии;
условий действия выданных работникам объектов использования атомной энергии разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии;
условий действия выданных организациям разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии;
требований к обеспечению готовности работников объектов использования атомной энергии к действиям при авариях и ликвидации их последствий.
При сооружении объектов использования атомной энергии, включенных в перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, в рамках постоянного государственного надзора уполномоченные лица проводят мероприятия по контролю с целью проверки соблюдения:
требований норм и правил в области использования атомной энергии;
проектной документации объекта использования атомной энергии;
предписаний, выданных по результатам проведения проверок (инспекций) и мероприятий по контролю;
условий действия выданных организациям разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии при сооружении объекта использования атомной энергии.
Планирование мероприятий по контролю (в том числе определение сроков их проведения) осуществляется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности исходя из сроков проведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ, технологических процессов, анализа произошедших нарушений в работе объектов использования атомной энергии, а также исходя из необходимости обеспечения контроля безопасности объектов использования атомной энергии, их элементов и систем, важных для безопасности.
Уполномоченные лица вправе проводить мероприятия по контролю путем обследований, испытаний, обходов, осмотров, экспертиз, расследований, наблюдений, определенных Положением о надзоре.
Статья 27.6. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий)
В целях предупреждения нарушений лицами, в том числе юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) уполномоченный орган государственного регулирования безопасности осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий):
обеспечивает размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
осуществляет информирование лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии по вопросам соблюдения обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), в том числе посредством разработки и утверждения руководств по безопасности, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации.
Статья 27.7. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) при осуществлении юридическими липами своей деятельности
Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) при осуществлении юридическими лицами своей деятельности проводится уполномоченным органом государственного регулирования безопасности с привлечением при необходимости организаций научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности на основании результатов проверок (инспекций), а также сведений, представляемых юридическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии, содержащих информацию:
о соблюдении условий действия разрешений (лицензий);
о событиях, влияющих на обеспечение безопасности при использовании атомной энергии, и об их последствиях;
о выбросах и сбросах радиоактивных веществ в окружающую среду;
о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте, обращении с радиоактивными отходами;
об организации хранения, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
о несоответствии изготовленного и примененного на объектах использования атомной энергии важного для безопасности оборудования требованиям норм и правил в области использования атомной энергии;
о нарушениях в работе объектов использования атомной энергии и результатах расследования таких нарушений;
о состоянии безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
об уровне квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и осуществлении ведомственного контроля за ядерной, радиационной безопасностью, учетом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, физической защитой объектов использования атомной энергии;
об обеспечении физической защиты объектов использования атомной энергии;
о наличии новых данных или изменений в сведениях, представленных на этапе получения разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии и имеющих отношение к безопасности лицензируемых видов деятельности;
о намеченных к выполнению работах при сооружении объекта использования атомной энергии, уведомлять о которых требуется в соответствии с условиями действия разрешений (лицензий).
По результатам систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) при осуществлении юридическими лицами своей деятельности уполномоченный орган государственного регулирования безопасности осуществляет:
анализ исполнения обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;
планирование проверок (инспекций) для оценки полноты и достоверности представленных сведений и изучения причин и условий, приведших к нарушению обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) или нарушению в работе объектов использования атомной энергии, а также к аномалиям в учете и контроле ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и несанкционированным действиям в отношении объектов использования атомной энергии;
проведение (назначение проведения) дополнительных или повторных исследований, испытаний, экспертиз, расследований, в том числе исследования и измерения характеристик радиационного воздействия объектов использования атомной энергии за счет выбросов и сбросов радиоактивных веществ в районе их расположения, а также измерений, подтверждающих параметры ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при выявлении фактов, указывающих на аномалию, и проведение внеочередных анализа уязвимости и (или) оценки эффективности системы физической защиты при выявлении обстоятельств, указывающих на возможность ее снижения ниже минимально допустимого значения показателя (показателей) эффективности системы физической защиты, и других мероприятий, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
Статья 27.8. Межведомственное информационное взаимодействие
Уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при организации и проведении проверок (инспекций) запрашивает и получает на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) и (или) предоставление указанных сведений предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Статья 27.9. Порядок оформления результатов осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
По результатам осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии оформляются:
акт о проверке (инспекции);
запись о проведении проверки (инспекции) или мероприятия по контролю в журнале постоянного государственного надзора;
предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) с указанием сроков их устранения.
В случае выявления нарушений принимаются меры административного воздействия по пресечению таких нарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок оформления, типовые формы документов, оформляемых при подготовке и проведении проверки (инспекции) и мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора, а также порядок ознакомления проверяемого лица с результатами таких проверок (инспекций) и мероприятий устанавливаются Положением о надзоре.
Статья 27.10. Ограничения при проведении проверки (инспекции)
Должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при проведении проверок (инспекций) не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности;
проверять выполнение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки (инспекции), составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки (инспекции);
осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет проверок (инспекций) или мероприятий по контролю;
требовать представления документов и (или) информации, в том числе разрешительных документов, имеющихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации;
требовать представления информации, которая находится в государственных или муниципальных информационных системах и реестрах;
требовать представления документов и информации, предусмотренных программой проверки, до даты начала проведения проверки (инспекции);
требовать представления документов, которые не являются предметом проверки;
проводить проверку (инспекцию) в случае отсутствия при проведении такой проверки (инспекции) проверяемого юридического лица (сотрудников и (или) представителей проверяемого юридического лица), за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований может быть осуществлена без присутствия проверяемого юридического лица (сотрудников и (или) представителей проверяемого юридического лица) при проведении проверки (инспекции), а проверяемое юридическое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении проверки (инспекции).
Статья 27.11. Меры, принимаемые должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
В случае выявления при проведении проверки (инспекции) нарушений лицом, в том числе юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области использования атомной энергии, обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), в том числе при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии, и требований к физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера с указанием сроков их устранения;
принять меры административного воздействия по пресечению выявленных нарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий);
направить в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
В случае, если при проведении проверки (инспекции) установлено, что деятельность юридического лица представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влечет причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, уполномоченный орган государственного регулирования безопасности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, приостанавливает или аннулирует выданные разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также выданные работникам объектов использования атомной энергии разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Статья 27.12. Обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при проведении проверок (инспекций) обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий);
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, в отношении которого проводится проверка (инспекция);
проводить проверку (инспекцию) на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности о проведении проверки (инспекции) в соответствии с ее назначением по программе, утвержденной руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителем (заместителем руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности;
проводить проверку (инспекцию) только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку (инспекцию) только при предъявлении служебных удостоверений;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица присутствовать при проведении проверки (инспекции) и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (инспекции);
знакомить руководителя или уполномоченного представителя юридического лица с результатами проверки (инспекции);
знакомить руководителя или уполномоченного представителя юридического лица с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
соблюдать сроки проведения проверки (инспекции), установленные настоящим Федеральным законом;
не требовать от юридического лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
осуществлять запись о проведенной проверке (инспекции) в журнале учета проверок (инспекций).
Должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности в случае ненадлежащего исполнения ими функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки (инспекции) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27.13. Недействительность результатов проверки (инспекции), проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона
Результаты проверки (инспекции), проведенной уполномоченным органом государственного регулирования безопасности с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок (инспекций), не могут являться доказательствами нарушения лицом, в том числе юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области использования атомной энергии, обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) и подлежат отмене уполномоченным органом государственного регулирования безопасности или судом на основании заявления лица, в том числе юридического лица, осуществляющего деятельность в области использования атомной энергии.
К грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок (инспекций) относятся:
отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки (инспекции);
проведение проверки (инспекции) без распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности;
непредставление проверяемому лицу акта проверки (инспекции);
проведение плановой проверки (инспекции), не включенной в план проверок;
отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения проверки (инспекции) в случае, если такое согласование является обязательным;
нарушение требования об уведомлении о проведении проверки (инспекции) в случае, если такое уведомление является обязательным;
нарушение периодичности проведения плановой проверки (инспекции);
нарушение сроков проведения проверки (инспекции);
проведение проверки (инспекции), не включенной в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
нарушение ограничений, установленных абзацем одиннадцатым статьи 27.10 настоящего Федерального закона.
Статья 27.14. Права и обязанности юридического лица при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица при проведении проверки (инспекции) имеет право:
непосредственно присутствовать при проведении проверки (инспекции), давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (инспекции);
получать от уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки (инспекции);
знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органом государственного регулирования безопасности в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности по собственной инициативе;
знакомиться с результатами проверки (инспекции) и указывать в акте проверки (инспекции) о своем ознакомлении с результатами проверки (инспекции).
При проведении проверок (инспекций) юридические лица обязаны:
обеспечить присутствие руководителей или уполномоченных представителей юридических лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий);
предоставить должностным лицам уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, проводящим выездную проверку (инспекцию), возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки (инспекции);
обеспечить доступ проводящих выездную проверку (инспекцию) должностных лиц уполномоченного органа государственного регулирования безопасности на территорию по их служебным удостоверениям в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами техническим средствам, оборудованию, материалам;
юридические лица, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора, обязаны предоставлять должностным лицам уполномоченного органа государственного регулирования безопасности беспрепятственный доступ в здания, строения, сооружения, помещения, к элементам, системам, техническим средствам, оборудованию, материалам объектов использования атомной энергии, а также к документам и средствам контроля безопасности таких объектов.
Статья 27.15. Защита прав юридических лиц при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
Защита прав юридических лиц при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27.16. Права и обязанности уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, его должностных лиц
Уполномоченный орган государственного регулирования безопасности, его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, запрашивают и получают на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки (инспекции).
Должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, осуществляющие постоянный государственный надзор (по предъявлению служебного удостоверения), другие лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности (по предъявлению служебного удостоверения и копии распоряжения о назначении проверки (инспекции) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности) беспрепятственно посещают объекты использования атомной энергии для проведения проверки (инспекции), а также проводят обследования зданий, помещений, сооружений, технических средств, оборудования, материалов, исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю.
Орган государственного регулирования безопасности может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью людей, вреда, причиненного животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушения обязательных требований.";
5) абзац второй части первой статьи 37.1 изложить в следующей редакции:
"научно-технического обеспечения государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в том числе выполнения и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведения экспертиз, включая экспертизу безопасности, а также участия в проверках (инспекциях), систематическом наблюдении за исполнением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), проводимых в рамках федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Проект федерального закона N 301993-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" и Федеральный... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.