Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 301954-8 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается ратифицировать подписанный 26 апреля 2022 г. в городе Баку Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор).
Договор основан на пропорциональном принципе пенсионного обеспечения и предусматривает распределение финансовой ответственности Договаривающихся Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на их территории.
Договор распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Азербайджанской Республики, а также членов их семей. В предмет Договора входят все виды страховых пенсий, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии (назначаются и выплачиваются при условии проживания граждан на территории Российской Федерации).
В случае переезда застрахованного лица на постоянное место жительства в третье государство выплата назначенной пенсии по его выбору будет продолжать осуществляться Договаривающейся Стороной, ее назначившей, либо на территории этой Договаривающейся Стороны, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны.
Порядок обращения за назначением пенсии и порядок выплаты пенсии будут определены административным соглашением по применению Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
Договор содержит иные правила (положения статьи 9 и статьи 11 Договора), чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Это, в частности, относится к порядку определения права на страховую пенсию, исчисления размера страховой пенсии и выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (статьи 15 - 17), а также установления социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (статья 12.1).
Так, в Российской Федерации при определении права на страховую пенсию по старости в случае суммирования страхового стажа величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
В случае если согласно законодательству Российской Федерации право на страховую пенсию по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, в соответствии с Договором будет применяться величина индивидуального пенсионного коэффициента равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Азербайджанской Республики (в том числе Азербайджанской Советской Социалистической Республики), а также на территории третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании).
Если продолжительность страхового стажа на территории Российской Федерации и на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, будет устанавливаться пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, к требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с подписанием Договора Договаривающиеся Стороны выразили намерение не становиться участниками Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанного в г. Баку 5 ноября 1999 г., которое Российской Федерацией не было ратифицировано, поскольку после его подписания в российском пенсионном законодательстве произошли существенные изменения, и положения данного Соглашения, основанного на территориальном принципе, устарели и для Российской Федерации не являлись актуальными.
До вступления в силу международного договора в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой гражданам, переехавшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Азербайджанской Республики, пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 1 статьи 19 Договора пенсии, установленные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с его положениями в случае подачи застрахованным лицом соответствующего заявления.
С учетом этого, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Договор подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В свою очередь Президентом Азербайджанской Республики И. Алиевым 30 июля 2022 г. подписан Закон об утверждении Договора между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
Заключение международного договора в области пенсионного обеспечения позволяет предоставить гражданам, работающим как в Российской Федерации, так и за ее пределами, возможность реализовать свое право на пенсионное обеспечение и при необходимости суммировать периоды работы на территории двух государств для определения права на страховую пенсию по старости. При этом Российская Федерация руководствуется принципами паритетности и равноправия договаривающихся сторон, а также соблюдения интересов российских граждан, пенсия которым будет назначаться и выплачиваться, в данном случае Азербайджанской Республикой.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от 1 марта 2001 г. N 49-О; Постановление от 15 июня 1998 г. N 18-П) права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий, независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия, - в России или за ее пределами.
Таким образом, политика Российской Федерации в области пенсионного обеспечения направлена в том числе и на соблюдение принципа "пенсия следует за человеком" в целях сохранения ранее приобретенных им пенсионных прав за период осуществления трудовой деятельности, а также в случае его переезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и его реализация не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения"
При осуществлении в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор) пенсионного обеспечения граждан Азербайджанской Республики, подпадающих под его действие, а также граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Азербайджанской Республики, средний размер:
страховых пенсий по старости составит в месяц в 2023 году - 7 679,8 рубля, в 2024 году - 8 802,55 рубля, в 2025 году - 9 741,86 рубля.
страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца составит в месяц в 2023 году - 8 204,25 рубля, в 2024 году - 9 358,97 рубля, в 2025 году - 10 313,04 рубля.
Численность граждан Азербайджанской Республики по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которые достигают пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации в период 2023 - 2025 гг., составит в 2023 году - 568 человек, в 2024 - 2025 гг. - 1913 человек ежегодно.
Численность пенсионеров по старости определена исходя из информации о количестве граждан Азербайджанской Республики, зарегистрированных в системе индивидуального (персонифицированного) учета, достигающих пенсионного возраста с учетом Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". При этом исходя из допущения, что указанная численность граждан Азербайджанской Республики, которые в настоящее время формируют свои пенсионные права на территории Российской Федерации, к моменту реализации права на пенсию будут проживать на территории другой Договаривающейся Стороны, соответственно с учетом положений пункта 5 статьи 5 и пункта 5 статьи 11 Договора расчет проектировок произведен без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии и валоризации пенсионных прав.
Численность пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца - исходя из анализа численности получателей по международным договорам о социальном (пенсионном) обеспечении, выплата пенсий по которым осуществляется за пределы территории Российской Федерации, на 1 января 2022 г. (всего 62 943 человека) в процентном соотношении получателей пенсий по инвалидности (1 144 человека) и по случаю потери кормильца (1 057 человек) к получателям пенсий по старости (по инвалидности -1,8%, по случаю потери кормильца - 1,7%).
Предполагаемая численность граждан Азербайджанской Республики, проживающих на территории Российской Федерации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации приобретут право на назначение и выплату накопительной пенсии и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, составит в 2023 году - 1 486 человек, в 2024 - 2025 гг. - 1 525 человек ежегодно.
Расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на выплату накопительной пенсии, единовременной выплаты, срочной пенсионной выплаты составит в 2023 году - 1 029,38 тыс. рублей в год, в 2024 году - 1 769,43 тыс. рублей в год и в 2025 году - 1 769,43 тыс. рублей в год.
Реализация Договора повлечет за собой финансовые затраты на выплату всех видов страховых пенсий гражданам Азербайджанской Республики, за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2023 году составят 54 314,54 тыс. рублей в год, в 2024 году - 209 595,95 тыс. рублей в год и в 2025 году - 231 927,42 тыс. рублей в год.
Расходы, связанные с назначением и выплатой социальной пенсии гражданам Азербайджанской Республики, проживающим на территории Российской Федерации, исходя из численности - 51 человек в 2023 году, 172 человека ежегодно в 2024 - 2025 гг., составят в 2023 году - 7 823,95 тыс. рублей в год (средний размер социальной пенсии - 12 163,87 рубля), в 2024 году - 28 040,16 тыс. рублей в год (средний размер социальной пенсии - 12 991,01 рубля), в 2025 году - 34661,52 тыс. рублей в год (средний размер социальной пенсии - 13 155,85 рубля).
Всего расходы на выплату страховых пенсий, накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также социальной пенсии гражданам Азербайджанской Республики составят в 2023 году - 63 167,87 тыс. рублей в год, в 2024 году - 239 405,54 тыс. рублей в год, в 2025 году - 268 358,45 тыс. рублей.
В настоящее время пенсионное обеспечение предоставляется 100 гражданам Российской Федерации, проживающим в Азербайджанской Республике. При вступлении в силу Договора дополнительных расходов на их пенсионное обеспечение не потребуется, напротив, расходы будут снижаться, учитывая пропорциональный принцип распределения финансовой ответственности каждой Договаривающейся Стороны за пенсионный стаж, приобретенный гражданами на их территории, заложенный в Договоре.
Финансовое обеспечение расходов на выплату страховых пенсий гражданам Азербайджанской Республики, пенсионное обеспечение которых будет осуществляться в соответствии с Договором, при его вступлении в силу будет производиться в пределах общего объема расходов бюджета Фонда, направляемых на выплату страховых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с международными договорами о социальном (пенсионном) обеспечении, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, предусмотренных в бюджете Фонда на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Ежегодное финансовое обеспечение расходов на выплату накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений будет осуществляться за счет средств бюджета Фонда эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Поскольку согласно положениям Договора социальные пенсии будут предоставляться в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, расходы на их выплату будут осуществляться в пределах средств бюджета Фонда на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, направляемых на указанные цели.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.