Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 301955-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на устранение правовых коллизий в положениях действующего законодательства, приведение в соответствие с принятыми ранее нормами законодательства отдельных положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 42 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на объекты I, II, III и IV категории. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Таким образом, в настоящее время разделение и соответствующее регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, исходя из их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства нормами Федеральных законов N 89-ФЗ и N 7-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - HOOЛP) устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (далее - КЭР), применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, и объектах II категорий, в случае выдачи на них КЭР в соответствии с пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ.
Вместе с тем действующие нормы законодательства об обращении с отходами производства и потребления, а также нормы законодательства в области охраны окружающей среды не в полной мере учитывают введенные изменения, что, в свою очередь создает правовые коллизии в части прав и обязанностей хозяйствующих субъектов по разработке и утверждению НООЛР в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 219-ФЗ.
Настоящим законопроектом предполагается приведение в соответствие со статьей 3 Федерального закона N 219-ФЗ абзацев тридцатого и пятьдесят третьего статьи 5, абзацев восьмого и двадцатого статьи 6 и пункта 7 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ, касающихся полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части нормирования деятельности по обращению с отходами, а также положений статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ и статей 24 и 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ в отношении обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на объектах I и II категорий по разработке и утверждению НООЛР.
Принятие законопроекта позволит устранить противоречия, содержащиеся в действующем законодательстве, и затрудняющие правоприменение.
Одновременно, статьей 2 настоящего проекта федерального закона в пункт 2 статьи 24 Федерального закон N 7-ФЗ вводится уточняющая норма, исключающая взимание государственной пошлины за утверждение нормативов образования и лимитов на размещение отходов в случае, когда такие нормативы устанавливаются на основании КЭР, поскольку отдельная процедура утверждения нормативов в данном случае не осуществляется и основания для взимания государственной пошлины в данном случае отсутствуют.
Проектом федерального закона предусматривается вступление в силу закона с 1 сентября 2023 г. с учетом статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ и национальных проектов в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения.
Реализация предлагаемых проектом федерального закона решений не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте федерального закона содержатся обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие данного нормативного акта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" потребует внесения изменения в следующий федеральный закон:
в пункт 10 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного правового акта, - Минприроды России.
Срок подготовки нормативного правового акта - до 1 сентября 2023 г.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не потребует признания утратившими силу, изменению или принятию нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и потребует внесение изменений в следующий акт федерального органа исполнительной власти:
приказ Росприроднадзора "О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 17 апреля 2020 г. N 437 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории" в части уточнения административной процедуры и видов документов, издаваемых по итогам административной процедуры.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - до 1 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.