Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 306574-8 О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования правового регулирования оборота лекарственных препаратов и направлен на создание условий комплексного и стабильного обеспечения граждан Российской Федерации доступными лекарственными препаратами.
Законопроектом определяется срок заключения государственного контракта (договора) на поставку лекарственного препарата в случае, если этот лекарственный препарат (изобретение), находится под правовой охраной патента в Российской Федерации, сроком не более срока окончания правовой охраны патента.
Существующее законодательное регулирование, регламентирующее, в частности, закупки лекарственных препаратов, допускает возможность производителям и поставщикам лекарственных препаратов, находящихся под патентной охраной, заключать государственные контракты (договора) на поставку таких лекарственных препаратов на длительные сроки, значительно превышающие сроки окончания патентной охраны. Нередки случаи заключения государственных контрактов (договоров) на поставку лекарственных препаратов с истекающей через несколько месяцев патентной охраной на срок 3 года. По этой причине значительно искусственно ограничивается конкуренция на фармацевтическом рынке. Российская Федерация вынуждена закупать импортные лекарственные препараты по завышенным на 40% ценам из-за невозможности закупки отечественных высокоэффективных аналогов (дженериков) по причине заключенного долговременного контракта. Так, в частности, только в 2022 г. по заключенным контрактам на поставки противовирусных, онкологических лекарственных препаратов, иммунодепрессантов и интерферонов по самым скромным подсчетам государство потеряет более 2,5 млрд. рублей. При этом следует иметь в виду, что такая ситуация повторяется ежегодно.
По информации ряда экспертов фармацевтического рынка такого рода правоприменение действующих норм законодательства, регламентирующего проведение государственных закупок, сдерживает развитие конкуренции и нарушает баланс интересов правообладателей, пользователей объектов интеллектуальных прав, государства и пациентов.
Безусловно, с одной стороны, результаты интеллектуальной деятельности правообладателей формируют новые рынки и отрасли экономики, способствуют технологическому прогрессу. В то же время, такие результаты интеллектуальной деятельности часто используются правообладателями не только в целях инновационного развития, но и в целях монополизации товарных рынков и ограничения конкуренции, в частности на рынке государственных закупок лекарственных препаратов.
Защита интеллектуальной собственности в России выстроена гораздо жестче, чем в других странах, и отличается от общей мировой практики, поэтому необходимо, в частности, перенести акцент с защиты "абсолютных" интересов транснациональных фармацевтических корпораций - правообладателей на обеспечение первоочередных потребностей в лекарственных препаратах граждан Российской Федерации.
Безусловно, право интеллектуальной собственности является одним из ключевых институтов, обеспечивающих функционирование экономики, научно-техническое развитие стран и цивилизации в целом. Российская Федерация является участницей всех базовых конвенций в сфере интеллектуальной собственности и уделяет особое внимание качеству этого ключевого, стратегически значимого института.
Однако для российских граждан и государства возникают дополнительные риски такой самодеятельности в использовании исключительного права, что является своеобразным его злоупотреблением: широкий круг отечественных лекарственных препаратов становится на длительные сроки недоступным на территории России для населения.
Здоровье и жизнь наших граждан не может ставиться в зависимость от желаний отдельных бизнесменов.
В связи с указанными особенностями законодательного регулирования для реализации целей законопроекта предлагается внести изменения дополнив Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" положениями, согласно которым в случае, если лекарственный препарат (изобретение), находится под правовой охраной патента в Российской Федерации, то государственный или муниципальный контракт на поставку данного лекарственного препарата заказчиками из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений или государственных унитарных предприятий, а также муниципальных медицинских организаций заключается на срок не более срока окончания правовой охраны патента.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.