Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 301951-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 301951-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам, в рамках своей компетенции, отмечает следующее.
Согласно представленной пояснительной записке, проект федерального закона разработан во исполнение пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 апреля 2022 года N Пр-740 и направлен на либерализацию уголовной ответственности за ряд преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В этой связи законопроектом предлагается уменьшение максимального срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за их совершение, по следующим составам:
- уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов (статья 199 Уголовного кодекса Российской Федерации) с шести до пяти лет;
- неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) с шести до пяти лет;
- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (статья 199 2 Уголовного кодекса Российской Федерации) с семи до пяти лет;
- уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (статья 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации) с четырех до трех лет.
Исходя из классификации категорий преступлений, установленных статьей 15 Уголовного кодекса, указанные выше преступления переходят из категории тяжких в категорию средней тяжести. Таким образом, согласно статье 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, сроком давности по таким преступлениям теперь будет шесть лет, а не десять лет как было ранее.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статьи 24, 144 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), предусматривающие дополнительное основание отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела в связи с уплатой в полном объеме сумм недоимки, соответствующих пеней и суммы штрафа, а также устанавливающие обязанность территориального органа страховщика информировать следователя об уплате в полном объеме сумм недоимки, соответствующих пеней и суммы штрафа.
Как следует из пояснительной записки, данные изменения приведут к тому, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежит прекращению в случае уплаты в полном объеме недоимки, пеней и штрафов.
По мнению Комитета, предложенные законопроектом новации являются очередным этапом либерализации уголовной ответственности за ряд преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, и бесспорно положительно скажутся на экономическом самочувствии российского бизнеса в текущих условиях.
Вместе с тем к тексту законопроекта есть ряд замечаний, которые Комитет предлагает дополнительно обсудить при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.
Предлагается уточнить формулировки законопроекта в части, касающейся определения фактического обстоятельства, наступление которого станет основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и прекращении возбужденного уголовного в связи с переходом с 1 января 2023 года в на институт единого налогового счета и переходом в связи с этим на новый порядок исполнения обязанностей по уплате налогов (сборов, страховых взносов) посредством перечисления единого налогового платежа, а также на новую систему учета обязательств налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов).
Так, с внедрением указанного института показателем состояния расчетов с бюджетом служит размер сальдо единого налогового счета, которое формируется как разница между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов). Возможность перечисления в бюджет денежных средств в счет погашения сумм недоимки, пеней, штрафов по отдельно взятым налогам (сборам, страховым взносам), а также возможность учета указанных денежных средств в качестве поступивших в счет исполнения конкретной обязанности новый механизм не предусматривает. В связи с этим предлагается обсудить также аналогичное изменение формулировок действующей редакции УК РФ и УПК РФ, упоминающих уплату соответствующих сумм недоимки, пеней и штрафов, определенных законодательством РФ о налогах и сборах.
Кроме того, Комитет обращает внимание на то, что действующая редакция УК РФ и УПК РФ уже рассматривает возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате преступления, предусмотренного статьями 198-199.1, 199.3, 199.4 в качестве основания для прекращения уголовного преследования в случае, если лицо впервые совершило такое преступление. При этом под возмещением ущерба также понимается уплата в полном объеме соответствующих сумм недоимки, пеней и штрафов. Учитывая вносимые законопроектом изменения неясно соотношение его понятийного аппарата и статьи 28.1 "Прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба" в части дальнейшего их применения. Таким образом, в целях однозначности практического применения проектируемых норм предлагается рассмотреть вопрос унификации подхода к признанию уплаты соответствующих сумм в рамках рассмотрения материалов дела в качестве возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе.
Также с учетом дополнения статьи 148 проектируемой частью первой.2, в которой определяется порядок вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела на основании информации об уплате сумм недоимки, представляется целесообразным дополнить аналогичной нормой положения статьи 213 УПК, поскольку механизм прекращения уголовного дела в случае уплаты в полном объеме сумм недоимки также возможен после получения следователем соответствующей информации.
При этом из текста законопроекта не ясно, от кого или в каком порядке у следователя должны появиться "данные, подтверждающие информацию об уплате сумм недоимки...", в том числе законопроектом не устанавливается обязанность налогового органа информировать следователя об уплате в полном объеме сумм недоимки, соответствующих пеней и суммы штрафа по аналогии с обязанностью территориального органа страховщика о таком информировании.
Также с учетом того, что часть первая статьи 24 УПК РФ дополняется новым пунктом 7, представляется целесообразным поправить в тексте УПК РФ ссылки на соответствующие пункты указанной части (например, в пункте 2 части первой статьи 27 УПК РФ, в пункте 3 части второй статьи 133 УПК РФ).
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 301951-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.