Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 307880-8 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Главной целью предлагаемых изменений в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) является совершенствование порядка оборота древесины, вырубаемой лицами использующими леса в целях осуществления геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ), для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (ст. 44 ЛК РФ), использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ).
В настоящее время в соответствии с частью 2 статьи 20 ЛК РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 45 ЛК РФ, принадлежит Российской Федерации. Реализация такой древесины осуществляется в соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию древесины, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое организует торги по продаже древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 45 ЛК РФ, и заключает договоры купли-продажи с победителями торгов. Средства от реализации древесины подлежат зачислению в установленном порядке в федеральный бюджет.
Вместе с тем имеются определенные проблемы, связанные с реализацией такой древесины:
отсутствие спроса на такую древесину вследствие отдаленности и труднодоступности лесных участков и высокой цены транспортировки;
длительность существующей процедуры продажи древесины, что приводит к снижению ее потребительских свойств и порче;
отсутствие механизма определения ответственности за объем древесины и ее дальнейшую сохранность;
оставление на лесных участках нереализованной древесины, что приводит к нарушению правил санитарной и пожарной безопасности в лесах.
Также лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 45 ЛК РФ, не могут использовать заготовленную древесину для собственных нужд или утилизировать ее в случае возникновения необходимости.
С этой целью, предлагается:
- разрешить лицам, вырубающим леса на основании статей 43 - 45 ЛК РФ или их подрядным организациям, с которыми заключены договоры на вырубку древесины, приобретать древесину на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого с уполномоченным органом государственной власти субъекта, при условии, что будет выкуплен весь объем вырубленной древесины. В результате у лесопользователей упростится порядок и сократятся сроки приобретения древесины, у государства не будет проблем с последующей реализацией древесины (поправки в ч. 2.1 ст. 20 ЛК РФ);
- при этом у лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 45 ЛК РФ, сохраняется право на приобретение древесины на основании договора аренды лесного участка, заключаемого с целью заготовки древесины или заключения договора купли-продажи по итогам аукциона (поправки в ч. 2.1 ст. 20 ЛК РФ).
При этом на лиц, использующим леса в соответствии со статьями 43 - 45 ЛК РФ возлагаются новые обязанности и устанавливаются новые обязательные требования:
- по транспортировке, складированию и хранению срубленной ими и не выкупленной древесины на площадки по хранению древесины, проведение санитарной обработки складируемой древесины и защиту ее от пожаров до ее истребования Росимуществом или уполномоченным им лицом (поправки в ч. 2.2 ст. 20 ЛК РФ);
- порядок передачи древесины, требования к площадкам по ее хранению, правила транспортировки древесины до площадок по ее хранению, а также сроки хранения древесины устанавливаются Правительством Российской Федерации (поправки в ч. 2.2 статьи 20 ЛК РФ);
- поскольку срок хранения древесины не установлен, лесопользователи не несут ответственность за порчу хранимой деревины вследствие ее естественного ухудшения, убыли или иного изменения по естественным причинам (поправки в ч. 2.2 статьи 20 ЛК РФ);
- плата за древесину, приобретаемую на основании договора купли-продажи лесных насаждений, взимается в повышенном размере (поправка в ст. 76 ЛК РФ);
- с учетом того, что хранение древесины будет осуществляться на специальных площадках, необходима поправка в статью 50.4-1 ЛК РФ о том, что требования указанной статьи к складам древесины не будут распространяться на площадки по хранению.
Кроме того, вносятся поправки в ст. 77 ЛК РФ, устанавливающие порядок и сроки заключения договора купли-продажи лесных насаждений без проведения торгов лицами, использующими леса в соответствии со ст. 43 - 45 ЛК РФ и определяется перечень документов, представляемых для заключения договора (поправки в ст. 77 ЛК РФ).
В статью 2 законопроекта вносится норма о том, что вырубленная древесина, по которой на дату вступления закона в силу Росимуществом не назначены торги, по заявлению лесопользователей может быть приобретена на основании договора купли-продажи лесных насаждений в срок не позднее 180 дней с момента вступления в силу актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок заключения указанных договоров. Вторая часть поправок направлена на:
- приведение терминологии используемой в ЛК РФ в отношении осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с терминологией, используемой в законе Российской Федерации "О недрах;
- установление возможности проводить геологическое изучение недр без предоставления лесного участка, при условии, что рубли лесных насаждений осуществляются на площади, не превышающей 5% от площади лесного квартала.
Изначально это были предложения Минприроды России, в проект федерального закона они вошли без каких либо существенных изменений, были небольшие изменения по технике (поправки в ст. 21, 21.1, 25, 43 ЛК РФ).
Кроме того, в статью 2 законопроекта включены нормы о том, что в договоры аренды, решения о сервитутах, публичных сервитутах, решениях о предоставлении лесных участок, заключенных для использования лесов в целях недропользования, не требуется вносить изменения и приведения используемой в них терминологии в соответствии с новыми нормами ЛК РФ. Поскольку высоки риски того, что на практике по формальным основаниям может начаться работа по массовому пересмотру старых договоров, что негативно скажется на производстве работ по пользованию недрами.
Третья часть поправок направлена на урегулирование вопроса проведения инженерных изысканий при использовании лесов для целей недропользования, строительства и строительства и эксплуатации линейных объектов (ст. 43, 45 ЛК РФ).
С этой целью в статьи 43 и 45 ЛК РФ вносятся изменения о том, что инженерные изыскания, проводимые для целей осуществления основного вида лесопользования в соответствии со статьями 43, 45 ЛК РФ, осуществляются без предоставление лесного участка на основании разрешения уполномоченного органа власти, при условии, что площадь производимых рубок не превышает 5% от площади лесного квартала и в результате проведения инженерных изысканий не допускается строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод/вывод из эксплуатации объектов, не относящихся к объектам лесной инфраструктуры.
Законопроект будет способствовать обеспечению прозрачности оборота древесины, повышению санитарной и пожарной безопасности в лесах.
Дополнительно при реализации данной модели снимаются неурегулированные в настоящее время вопросы обеспечения сохранности древесины, полученной при использовании лесов в соответствии со статьями 43-45 ЛК РФ, дальнейшего распоряжения древесиной в случае, если она не будет реализована в установленном порядке, а также исключаются возможные бюджетные затраты на организацию ее уничтожения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" не потребует изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.