Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 309801-8 "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разработан в целях обеспечения правовыми гарантиями сохранения единственного для гражданина-должника и членов его семьи жилья, обременного залогом (ипотекой) при его личном банкротстве путем утверждения с залоговым кредитором мирового соглашения или плана реструктуризации ипотечного долга.
Частью 1 статьи 446 Гражданского Процессуального Кодекса РФ гарантируется исполнительский иммунитет на принадлежащее гражданину на праве собственности единственное для него и членов его семьи жилое помещение, за исключением жилья, являющегося предметом договора ипотечного кредитования.
Согласно требованиям статьи 50 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ (далее - Закон N 102-ФЗ) единственное жилье, приобретенное в ипотеку может быть продано с публичных торгов (обращено взыскание на жилье) только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного ипотекой обязательства. Таким образом, действующее законодательство допускает взыскание единственного жилья при условии, если указанное жилье приобретено в ипотеку и ипотечные обязательства выполняются ненадлежащим образом (у должника имеется просроченная кредитная задолженность по кредитному договору, обеспеченного ипотекой жилья гражданина-должника).
В правоприменительной практике, зачастую возникают случаи, когда у гражданина-должника отсутствует просроченная задолженность по договору ипотечного кредитования (залога жилья), при этом имеются неоплаченные долги перед иными незалоговыми кредиторами по другим кредитным (заемным) и иным обязательствам. В таких случаях, незалоговые кредиторы при наличии у гражданина-должника просроченной задолженности в сумме от 500 тыс. рублей вправе обратиться с заявлением в Арбитражный суд о признании гражданина-должника банкротом.
В таком случае, согласно требованиям статьи 138 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", залоговый кредитор в связи с тем, что по завершению процедуры личного банкротства гражданин должник освобождается от исполнения требований перед кредиторами, в том числе залоговыми (статья 213.28 ФЗ N 127-ФЗ), залоговый кредитор в процедуре банкротства гражданина включается в реестр кредиторов. В последующем жилье, обременное ипотекой (залогом) реализуется в процедуре банкротства с публичных торгов, после чего стоимость реализованного залогового жилья направляется на погашение долга перед залоговым кредитором. В таком случае гражданин в ходе процедуры его личного банкротства при отсутствии просроченной задолженности перед залоговым кредитором лишается единственного жилья, обременного ипотекой (залогом).
Аналогичные ситуации происходят, в случае приобретения военнослужащими жилья по договору целевого жилищного займа (к примеру, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2017 г. по делу N А45-10450/2017 и пр.).
Конституционные гарантии прав военнослужащих на жилище позволяют им приобрести жилое помещение в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета.
Указанная возможность реализуется посредством использования военнослужащими средств целевого жилищного займа. Обязательства по погашению перед банком указанного займа в оплату жилья военнослужащего, приобретенного в ипотеку, исполняются государством в лице Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека").
В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участие военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих является одной из форм реализации им своего права на жилище, причем такое право военнослужащего обеспечивается конституционными (государственными) гарантиями. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 117-ФЗ "целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период".
Согласно ст. 14 Закона N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и п. 18 и подп. "б" п. 30 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 370, жилое помещение, приобретенное военнослужащим по военной ипотеке, со дня государственной регистрации на него права собственности военнослужащего находится в залоге (ипотеке) у соответствующего кредитора и у Российской Федерации в лице уполномоченного органа". При этом обременение жилья в пользу государства в лице ФГКУ "Росвоенипотека" снимается после возникновения у военнослужащего права на использование накоплений, учтенных на его именном накопительном счете (достижение необходимой выслуги лет, в том числе в льготном исчислении, признание негодным к военной службе, смерть, безвестное отсутствие), а в пользу кредитной организации (банка) - после полного исполнения военнослужащим (фактически государством) заключенного им кредитного договора.
Таким образом, военная ипотека гарантирует военнослужащим право на жилище и, учитывая то, что платежи по ипотеке банку надлежащим образом производит ФГКУ "Росвоенипотека", военнослужащие также обеспечены правовыми гарантиями по недопустимости потери (путем обращения взыскания на ипотечное жилье) военнослужащими единственного для них и членов их семей жилья.
Сложившаяся негативная судебная практика, в которой ипотечные заемщики, в том числе военнослужащие при рассмотрении дел об их личном банкротстве при условии надлежащего выполнения ипотечных обязательств лишаются единственного жилья, ставит под сомнение конституционные (государственные) гарантии в сфере жилищного обеспечения граждан.
Рекомендациями (пункт 5) Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Уральского округа N 2/2021 по вопросам применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) (утв. заседанием Совета от 29 октября 2021 года) установлено, что в ситуации банкротства гражданина при сохранении им статуса военнослужащего требования учреждения "Росвоенипотека" не подлежат включению в реестр требований кредиторов должника ввиду отсутствия оснований для возврата предоставленного ему целевого жилищного займа (п. 1 ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащего").
В связи с этим, в целях сохранения при личном банкротстве гражданина (в том числе военнослужащего) залогового жилья, являющегося единственным и пригодным для проживания жилья для этого гражданина и членов его семей, законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно проекту закона, в ходе процедуры личного банкротства суд вправе утвердить отдельное мировое соглашение или план реструктуризации долгов гражданина, по условиям которых на жилье, обременное ипотекой (залогом) не обращается взыскание (указанное жилье не реализуется с публичных торгов, сохраняется за гражданином должником), при условии оплаты гражданином должником долга перед залоговым кредитором согласно условиям мирового соглашения или плана реструктуризации долгов. Согласия иных кредиторов для утверждения судом указанных отдельных мирового соглашения или плана реструктуризации долгов гражданина не требуется.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.