Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 309946-8 "О создании Сальского районного суда Ростовской области и упразднении Сальского городского суда Ростовской области и некоторых районных судов Ростовской области, образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Ростовской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О создании Сальского районного суда Ростовской области и упразднении Сальского городского суда Ростовской области и некоторых районных судов Ростовской области, образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Ростовской области" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 133 "О программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" определено, что действующая система судов общей юрисдикции требует дальнейшей оптимизации путем укрупнения судебных районов с перераспределением штатной численности судей и работников аппаратов судов.
Данный законопроект направлен на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Ростовской области, путем упразднения судов со штатной численностью от 3 до 5 судей и создания более крупных по численному составу судей районных судов.
В настоящее время на территории Ростовской области действуют:
Мартыновский районный суд, штатная численность судей в котором составляет 3 единицы, имеющий общую границу с Семикаракорским районным судом (штатная численность судей в котором составляет 5 единиц);
Орловский районный суд, штатная численность судей в котором составляет 5 единиц, имеющий общую границу с Пролетарским районным судом (штатная численность в котором составляет 4 единицы);
Песчанокопский районный суд, штатная численность судей в котором составляет 4 единицы, имеющий общую границу с Сальским городским судом (штатная численность в котором составляет 11 единиц);
Целинский районный суд, штатная численность судей в котором составляет 4 единицы, имеющий общую границу с Егорлыкским районным судом (штатная численность в котором составляет 5 единиц).
Анализ статистических данных о работе перечисленных районных и городского судов позволяет сделать вывод о том, что нагрузка в данных судах в отдельные периоды существенно ниже среднеобластного показателя. При этом служебная нагрузка в судах, имеющих общую границу, также значительно различается.
Наименование суда |
Нагрузка на одного судью |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Мартыновский районный суд |
25,4 |
21,6 |
21,2 |
35,7 |
46,9 |
Семикаракорский районный суд |
20,3 |
19,3 |
18,6 |
30 |
33,3 |
Орловский районный суд |
18,3 |
17,9 |
18,4 |
24,3 |
21,2 |
Пролетарский районный суд |
25,9 |
27,3 |
24,2 |
37,4 |
45,7 |
Песчанокопский районный суд |
17,3 |
15,1 |
19,5 |
26,6 |
36,5 |
Сальский городской суд |
18,6 |
17,7 |
19,1 |
47,4 |
45,1 |
Целинский районный суд |
25,8 |
23,3. |
24,9 |
35,7 |
45,2 |
Егорлыкский районный суд |
15,7 |
15,9 |
14,7 |
23,1 |
37,3 |
Средний областной показатель нагрузки судей Ростовской области в 2017 году составил 28 дел в месяц, в 2018 году - 29,1, в 2019 году - 26,8, в 2020 году - 36,2, в 2021 году - 46,4.
Перераспределить должности судей с целью установления равномерной их нагрузки не представляется возможным. Более того, в случае необходимости рассмотрения в малосоставном районном суде уголовного дела в составе трех судей, когда по тем или иным причинам один или двое судей не могут принимать участие в рассмотрении дела, оно направляется в другой суд, а гражданин ограничивается в реализации права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (статья 47 Конституции Российской Федерации).
Предложенное законопроектом "объединение" районных судов и последующее перераспределение штатной численности судей позволит устранить существующую неравномерность распределения нагрузки на судей районных судов. При этом нагрузка судей не превысит средний показатель по Ростовской области.
Также создание более крупных по своему составу районных судов позволит ввести . специализацию судей по рассмотрению уголовных и гражданских дел, что приведет к сокращению сроков рассмотрения дел и повысит качество их рассмотрения.
В соответствии со статьями 32, 33 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" допускается создание районного суда в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы нескольких районов субъекта Российской Федерации и образование постоянного судебного присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда.
На основании приведенных положений Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" с учетом данных о служебной нагрузке и месторасположении вышеназванных судов законопроект предусматривает упразднение Мартыновского, Целинского, Орловского и Песчанокопского районных судов Ростовской области, а также Сальского городского суда Ростовской области.
При этом на территории Мартыновского района будет образовано постоянное судебное присутствие Семикаракорского районного суда Ростовской области.
На территории Целинского района будет образовано постоянное судебное присутствие Егорлыкского районного суда Ростовской области.
На территории Орловского района будет образовано постоянное судебное присутствие Пролетарского районного суда Ростовской области.
На базе упраздненных Сальского городского суда и Песчанокопского районного суда Ростовской области будет создан Сальский районный суд Ростовской области, в юрисдикцию которого перейдут вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению упраздненных судов.
На территории Песчанокопского районного суда будет образовано постоянное судебное присутствие Сальского районного суда Ростовской области.
Сохранение схемы фактического размещения судов позволит гражданам реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания.
Размещение постоянного судебного присутствия в помещении упраздняемого суда поможет исключить финансовые и временные потери при проведении судебных заседаний в пределах юрисдикции одного суда.
Таким образом, законопроект позволит обеспечить наиболее оптимальное функционирование структуры районных судов, будет способствовать равномерному распределению нагрузки на судей, приведет к сокращению сроков рассмотрения дел, послужит дополнительной гарантией, обеспечивающей право граждан на доступ к правосудию.
Председатель |
А.В. Ищенко |
Приложение
к проекту федерального закона
"О создании Сальского районного суда
Ростовской области и упразднении
Сальского городского суда Ростовской
области и некоторых районных судов
Ростовской области, образовании
постоянных судебных присутствий в
составе некоторых районных судов
Ростовской области"
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О создании Сальского районного суда Ростовской области и упразднении Сальского городского суда Ростовской области и некоторых районных судов Ростовской области, образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Ростовской области"
Принятие проекта федерального закона "О создании Сальского районного суда Ростовской области и упразднении Сальского городского суда Ростовской области и некоторых районных судов Ростовской области, образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Ростовской области" не потребует увеличения расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, а также введения новых видов расходных обязательств. Затраты, связанные с осуществлением организационных мероприятий, предполагается произвести за счет средств, выделяемых на текущее материально-техническое обеспечение деятельности районных судов, без изменения лимитов бюджетных ассигнований в рамках текущего финансирования. Дополнительного финансирования на реализацию данного законопроекта не потребуется.
Принятие законопроекта предполагает в связи с созданием Сальского районного суда Ростовской области, образованием судебных присутствий некоторых районных судов Ростовской области замену печатей, штампов, вывесок районных судов. На эти цели согласно расчету Управления Судебного департамента в Ростовской области потребуется 36548 руб., в том числе:
на изготовление гербовых печатей - 6246 руб.;
на изготовление штампов и печатей для судов - 8876 руб.;
на изготовление вывесок судов - 21426 руб.
Эти затраты предлагается производить за счет выделяемых Управлению Судебного департамента в Ростовской области средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных для обеспечения деятельности районных (городских) судов Ростовской области, в связи с чем дополнительных лимитов бюджетных средств не потребуется.
Дополнительная численность судей и государственных гражданских служащих не требуется, работа судебных присутствий будет обеспечиваться судьями и работниками аппарата судов в пределах имеющейся штатной численности, в связи с чем дополнительного финансирования на оплату труда не потребуется.
Председатель |
А.В. Ищенко |
Приложение
к проекту федерального закона
"О создании Сальского районного суда
Ростовской области и упразднении
Сальского городского суда Ростовской
области и некоторых районных судов
Ростовской области, образовании
постоянных судебных присутствий в
составе некоторых районных судов
Ростовской области"
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О создании Сальского районного суда Ростовской области и упразднении Сальского городского суда Ростовской области и некоторых районных судов Ростовской области, образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Ростовской области"
В связи с принятием Федерального закона "О создании Сальского районного суда Ростовской области и упразднении Сальского городского суда Ростовской области и некоторых районных судов Ростовской области, образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Ростовской области" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо актов федерального законодательства не потребуется.
Председатель |
А.В. Ищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.