Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 310877-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - законопроект) предусматривается, что реализация недвижимого имущества, поступившего в государственный жилищный фонд в результате совершения коррупционного правонарушения, будет реализоваться в соответствии законодательством о приватизации.
Согласно статье 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов лица, замещающего в том числе государственную должность субъекта Российской Федерации, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации в том числе земельных участков, иных объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций, в отношении которых не предоставлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.
Согласно пункту 17 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) денежные средства, полученные от обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, подлежат зачислению в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
В настоящее время в составе имущества государственной казны Российской Федерации числится значительный объем жилых помещений, поступивших как имущество, обращенное в собственность Российской Федерации.
При этом часто такие жилые помещения представляют собой жилье большой площади и повышенной комфортности.
По информации Росимущества, в настоящее время в государственной казне Российской Федерации находится 140 объектов жилого фонда, конфискованных в связи с совершенными правонарушениями в собственность Российской Федерации либо обращенных в собственность Российской Федерации по иным основаниям, из которых 32 объекта относятся к предусмотренной законопроектом категории жилых помещений.
Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определен единственный способ отчуждения жилых помещений (квартир) - в порядке бесплатной приватизации в собственность граждан.
В то же время подпункт 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) исключает из его сферы действия отношения, возникающие при отчуждении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время отсутствует порядок и основания для отчуждения из федеральной собственности жилых помещений (квартир), поступающих в государственный жилищный фонд, путем их возмездной реализации.
В целях реализации положений статьи 46 БК РФ законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон о приватизации, согласно которым предлагается определить, что жилые помещения, отвечающие установленному законопроектом критерию и поступившие в государственный жилищный фонд в результате совершения коррупционного правонарушения, или в отношении которых не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы, будут подлежать отчуждению в определенном Законом о приватизации порядке.
В законопроекте определен критерий отнесения жилых помещений к категории подлежащих возмездному отчуждению. В соответствии с положениями законопроекта такими жилыми помещениями будут признаваться жилые помещения, рыночная стоимость которых превышает в два и более раза денежную сумму, определенную исходя из его общей площади, умноженной на показатель средней цены одного квадратного метра жилого помещения по соответствующему субъекту Российской Федерации. Показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения рассчитывается Росстатом и утверждается Минстроем России ежеквартально.
Законопроектом предусмотрено, что жилые помещения подлежат приватизации (в редакции законопроекта), если они поступили в государственный жилищный фонд после дня вступления в силу законопроекта, а также поступили в государственный жилищный фонд ранее, но не предоставлены гражданам по договору социального найма на день вступления в силу законопроекта.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В соответствии с нормами Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 351-Ф3 "О внесении изменений в статьи 46 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации" с 1 января 2019 г. средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом согласно нормам статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
в доход федерального бюджета подлежат зачислению денежные средства, полученные от реализации конфискованного имущества, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации;
в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по нормативу 100 процентов подлежат зачислению денежные средства, полученные от обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений.
Исходя из изложенного, принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" повлечет увеличение доходов бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет сумм, вырученных от реализации жилых помещений.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует принятия, признания утратившими силу и приостановления других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.