Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 310897-8 "О внесении изменений в статьи 15.2 и 15.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.2 и 15.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации от 24 августа 2022 г. N Пр-1484 (далее - Указание).
В целях исполнения Указания законопроект закрепляет в статье 15.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) положения, устанавливающие, что за военнослужащими - гражданами, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, и членами их семей, в случаях установленных федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сохраняется:
право состоять в списках нуждающихся в специализированных жилых помещениях и право на обеспечение служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях, арендованными жилыми помещениями;
право пользования занимаемыми ими служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях, арендованными жилыми помещениями;
право на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) в местах проживания членов их семей в соответствии со статьей 15.3 Закона N 76-ФЗ.
Между тем в свете происходящих в мире событий и с учетом принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области встречаются случаи, когда члену семьи военнослужащего не могут последовать к его месту прохождения военной службы на территории Российской Федерации.
В этой связи законопроект также закрепляет, что вышеуказанные права сохраняются за военнослужащими - гражданами, проходящими военную службу по контракту в воинских частях (организациях, учреждениях, органах, отдельных федеральных контрольно-пропускных пунктах), дислоцированных в отдельных регионах Российской Федерации, населенных пунктах и местностях Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации, и членами их семей.
Необходимо отметить, что в настоящее время аналогичные нормы предусмотрены пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", согласно которому за сотрудниками и проходящими военную службу по контракту военнослужащими воинских частей и органов, дислоцированных на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания и Чеченской Республики, за сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, проходящими службу на федеральных контрольно-пропускных пунктах "Затеречный" и "Ищерское", дислоцированных на территории Ставропольского края, на весь период службы (военной службы) на этой территории сохраняются занимаемые ими жилые помещения, а за не имеющими жилья по установленным нормам - очередность на получение жилья по прежнему месту службы (военной службы) и денежную компенсацию в местах проживания членов их семей в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законопроектом указанные выше гарантии предусматриваются и для сотрудников войск национальной гвардии, для чего вносятся необходимые изменения в статью 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В целях исполнения Указания в части закрепления в Законе N 76-ФЗ комплексного подхода к обеспечению социальной поддержки семей военнослужащих, включающего установление размера денежной компенсации на уровне фактических расходов вне зависимости от воинского звания и места прохождения военной службы, законопроектом вносятся соответствующие изменения в статью 15.3 Закона N 76-ФЗ.
При этом законопроект не устанавливает новых гарантий, а направлен на повышение мер социальной поддержки в части сохранения уже имеющегося права за военнослужащими и членами их семей, то есть за фактически проживающими в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (арендованных жилых помещениях) либо состоящими в списках нуждающихся в специализированных жилых помещениях и получающими денежную компенсацию.
Таким образом, реализация законопроекта будет осуществлена за счет и в пределах финансовых средств, выделяемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), на соответствующие виды деятельности.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров.
Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.2 и 15.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.2 и 15.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.2 и 15.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.2 и 15.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.2 и 15.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.2 и 15.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует:
1) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".
Головной исполнитель - Минобороны России.
Соисполнители - ФСО России, ФСБ России, МЧС России, СВР России, ГУ СП, Росгвардия, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Минфин России.
Срок разработки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта Федерального закона во втором чтении;
2) принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющего отдельные регионы Российской Федерации, населенные пункты и местности Российской Федерации, при направлении в которые для прохождения военной службы (службы) за военнослужащими - гражданами, проходящими военную службу по контракту, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сохраняются гарантии, предусмотренные пунктом 21 статьи 15.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и частью 10 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Головной исполнитель - Минобороны России.
Соисполнители - ФСО России, ФСБ России, МЧС России, СВР России, ГУ СП, Росгвардия, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Минфин России.
Срок разработки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта Федерального закона во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.