Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Российская газета, 1993, 21 сентября; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2011, N 46, ст. 6407; 2015, N 10, ст. 1393; 2018, N 31, ст. 4845; 2021, N 1, ст. 20) следующие изменения:
1) преамбулу признать утратившей силу;
2) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой государственной тайны в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.";
3) в статье 2:
а) абзац пятый изложить в следующей редакции:
"допуск к государственной тайне - право лица на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятия, учреждения и организации - на проведение работ с использованием таких сведений, которое оформляется (переоформляется) в установленном порядке;";
4) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Закон, другие федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой государственной тайны, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.";
5) в статье 4:
а) абзац шестой пункта 2 после слов "по обеспечению защиты государственной тайны" дополнить словами "и порядок обеспечения режима секретности";
б) в пункте 3:
дополнить новыми абзацами одиннадцатым - тринадцатым следующего содержания:
"устанавливает порядок оформления, переоформления и прекращения допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации, в том числе имеющих иное гражданство, лиц без гражданства, иностранных граждан к государственной тайне, а также их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну;
устанавливает порядок обеспечения режима секретности в Российской Федерации;
издает акты по вопросам, связанным с выездом из Российской Федерации граждан Российской Федерации, допущенных (ранее допускавшихся) к государственной тайне;";
абзац одиннадцатый считать абзацем четырнадцатым;
в) абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:
"4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, организации, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее - органы государственной власти), органы публичной власти федеральных территорий и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны:";
6) часть вторую статьи 17 изложить в следующей редакции:
"Предприятия, учреждения или организации при проведении совместных и других работ и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут в целях получения доступа к таким сведениям заключать с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями или организациями, являющимися заказчиками этих работ, договоры об использовании (на период проведения работ) услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается отметка в соответствующих лицензиях (при их наличии) обеих договаривающихся сторон.";
7) статью 21 изложить в следующей редакции:
"Статья 21. Оформление допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне
Оформление допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется с их согласия и предусматривает:
предоставление собственноручно заполненной и подписанной ими анкеты установленной формы, содержащей сведения о себе и близких родственниках, к которым для целей настоящего Закона относятся супруг (супруга), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца и мать) братья и сестры, а также представление документов, удостоверяющих личность оформляемого лица и подтверждающих указанные в анкете сведения о нем;
проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, с целью выявления оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона;
ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение, а также ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;
принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральных территорий, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
В отношении граждан, призванных на военную службу или военные сборы, не требуется предоставление анкеты установленной формы и их согласие на оформление допуска к государственной тайне.
В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны), Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" при наличии у них основания для отказа в допуске к государственной тайне решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну, принимается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности и его территориальными органами.
Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.
Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным сведениям. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Заключение трудового договора (контракта) до окончания проведения проверочных мероприятий, связанных с оформлением допуска к государственной тайне, не допускается.
Предусмотренный настоящей статьей порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в периоды мобилизации, действия чрезвычайного или военного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.";
8) статью 21.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 21.1. Особый порядок оформления допуска к государственной тайне
Допуск к государственной тайне в особом порядке оформляется:
сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судьям - на период исполнения ими своих полномочий в случае необходимости их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну;
должностным лицам, замещающим должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне.
адвокатам (за исключением лиц, имеющих иное гражданство, лиц без гражданства или лиц, включенных список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента), участвующим в судопроизводстве по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, - на период их участия в судопроизводстве;
гражданам Российской Федерации, являющимся участниками уголовного судопроизводства и не замещающим должности, предусматривающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, на постоянной основе по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, - на период их участия в судопроизводстве в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
главам муниципальных образований, осуществление полномочий которых предусматривает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - на период исполнения ими своих полномочий;
Перечни муниципальных образований, в которых осуществление полномочий их глав предусматривает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, определяются высшими должностными лицами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Оформление допуска указанных лиц к государственной тайне, за исключением лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, заключается в ознакомлении их с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение, а также о распространении на них положений статьи 24 настоящего Закона в части, касающейся возможного временного ограничения их права на выезд из Российской Федерации, о чем у них отбирается соответствующая подписка.
Проверочные мероприятия в отношении лиц, допускаемых к государственной тайне в особом порядке, за исключением должностных лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, не проводятся.
Президент Российской Федерации может принять решение о проведении полномочными органами проверочных мероприятий в отношении лиц, замещающих должности либо претендующих на замещение должностей, предусмотренных Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне.
Лица, замещающие должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, имеют право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, с момента замещения указанных должностей.
Необходимость проведения полномочными органами проверочных мероприятий в отношении лиц, замещающих должности либо претендующих на замещение должностей, предусмотренных Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, определяется Президентом Российской Федерации.";
9) дополнить статьей 21.2 следующего содержания:
"Статья 21.2. Обязанности должностных лиц и граждан Российской Федерации, допущенных к государственной тайне, и социальные гарантии
Должностные лица и граждане Российской Федерации, допущенные к государственной тайне, обязаны:
не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, а также выполнять иные требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
информировать в установленном порядке о наличии (возникновении) обстоятельств, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Закона являются основаниями для отказа в допуске к государственной тайне;
информировать порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о предпринимавшихся попытках получения от них сведений, составляющих государственную тайну.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
процентные надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
процентные надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны;
преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.";
10) в статье 22:
часть первую дополнить абзацами следующего содержания:
"наличие у него и (или) у его близких родственников недвижимого имущества, расположенного за пределами территории Российской Федерации, счетов (вкладов) и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владение и (или) пользование указанными лицами иностранными финансовыми инструментами, если это не связано с выполнением задач в интересах Российской Федерации. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
нарушение лицом, допускавшимся к государственной тайне, требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.";
дополнить новой частью второй следующего содержания:
"В случае выявления в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, в том числе способных привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну, утрате их носителей либо к утечке таких сведений по техническим каналам связи, орган федеральной службы безопасности вправе вынести заключение о нецелесообразности доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну. Порядок вынесения указанного заключения, а также заключения, предусмотренного частью первой статьи 23 настоящего Закона, устанавливается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности.";
часть вторую считать частью третьей и изложить ее в следующей редакции:
"Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральных территорий, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. В случае вынесения органом федеральной службы безопасности заключения о нецелесообразности доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, такому должностному лицу или гражданину отказывается в допуске к государственной тайне. Лицо, в отношении которого принято решение об отказе в допуске к государственной тайне, имеет право обжаловать это решение вышестоящему должностному лицу, в вышестоящую организацию или в суд. В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны), Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.";
11) статью 23 изложить в следующей редакции;
"Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне прекращается по решению руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственной власти, органа публичной власти федеральных территорий, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации в случае прекращения исполнения им служебных (трудовых) обязанностей (полномочий), связанных с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, а также в случае вынесения органом федеральной службы безопасности заключения о нецелесообразности доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне, оформленный в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, может быть прекращен по решению руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственной власти, органа публичной власти федеральных территорий, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации при наличии обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне, а также в случае нарушения ими требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны), Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" решение о прекращении допуска к государственной тайне принимается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны при наличии обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне, а также в случае нарушения ими требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте). Решение о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящую организацию или в суд.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от обязанности соблюдать требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.";
12) статью 24 изложить в следующей редакции:
"Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
права выезда из Российской Федерации в случаях и на сроки, предусмотренные федеральным законом;
права на неприкосновенность частной жизни на период проведения проверочных мероприятий.";
13) статью 25 изложить в следующей редакции:
"Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, органа публичной власти федеральных территорий, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации, а в территориально обособленном подразделении органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации по решению руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации - также на руководителя территориально обособленного подразделения, а обеспечение доступа - на их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Руководители органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также руководители их территориально обособленных подразделений в случае возложения на них по решению указанных руководителей обязанностей по организации доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, несут ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.
Доступ должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется только при наличии у него оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне.".
14) статью 27 дополнить частью следующего содержания;
"В периоды мобилизации, действия чрезвычайного или военного положения Президентом Российской Федерации может быть установлен иной порядок допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Проект федерального закона N 312862-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и Федеральный... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.