Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 312862-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с допуском и доступом к государственной тайне, с ограничением права на выезд из Российской Федерации граждан, осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, и с обеспечением режима секретности в Российской Федерации.
Необходимость изменения законодательства по данной проблематике продиктована возникновением новых угроз безопасности Российской Федерации в условиях проведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории Украины, санкционного давления западных стран, участившимися в связи с этим случаями несанкционированных выездов за границу лиц, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну (далее - секретоносители), с одновременным оформлением документов для постоянного проживания на территории иностранных государств, и значительной активизацией деятельности иностранных спецслужб, направленной на получение доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.
Законопроектом уточняется сфера действия Закона Российской Федерации "О государственной тайне", вводится понятие "режим секретности", уточняется понятие "допуск к государственной тайне", устанавливается процедура его оформления, в том числе должностным лицам и гражданам Российской Федерации, которым допуск оформляется в особом порядке, а также определяются условия прекращения допуска к государственной тайне, обязанности секретоносителей и условия ограничения прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.
Законопроектом устраняется неопределенность, связанная с порядком допуска к государственной тайне должностных лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне. При этом устанавливается, что необходимость проведения полномочными органами в отношении них проверочных мероприятий определяется Президентом Российской Федерации.
Предусмотренные законопроектом изменения наделяют Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка оформления допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации, в том числе имеющих иное гражданство, лиц без гражданства, иностранных граждан, к государственной тайне, их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, порядка обеспечения режима секретности в Российской Федерации, изданию актов по вопросам, связанным с выездом из Российской Федерации граждан, допущенных (ранее допускавшихся) к государственной тайне.
Одновременно законопроектом расширяются полномочия Президента Российской Федерации в части установления порядка обеспечения режима секретности в Администрации Президента Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики в сфере защиты государственной тайны показывает, что все чаще встречаются случаи допуска к государственной тайне лиц, замещающих руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти и государственных корпорациях, у которых органами безопасности выявлены основания для отказа в допуске к государственной тайне.
Данная тенденция оказывает негативное влияние на обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну, и способствует возникновению угроз безопасности Российской Федерации, учитывая высокий статус этих должностных лиц, объем и значимость сведений, к которым они имеют доступ.
В связи с этим в целях объективного рассмотрения вопроса о допуске к государственной тайне заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны), Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" законопроектом предусмотрено наделение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны полномочиями принимать решения о допуске указанных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, об отказе им в допуске к государственной тайне и о прекращении им допуска к государственной тайне.
В целях повышения эффективности защиты государственной тайны и минимизации возможностей оказания давления на секретоносителей со стороны недружественных государств законопроектом предлагается дополнить основания для отказа должностному лицу и гражданину в допуске к государственной тайне в случае наличия у него и (или) у его близких родственников недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации, счетов (вкладов) и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владения и (или) пользования ими иностранными финансовыми инструментами, если это не связано с выполнением задач в интересах Российской Федерации.
Наряду с этим, законопроектом предлагается наделить органы федеральной службы безопасности правом вынесения по результатам проведения проверочных мероприятий заключения о нецелесообразности доступа лица к сведениям, составляющим государственную тайну, в случае выявления в его действиях угроз безопасности Российской Федерации. Предполагается, что указанные заключения будут носить обязательный характер для руководителей органов государственной власти, предприятий, учреждений или организаций при решении вопроса о допуске (прекращении допуска) должностного лица или гражданина к государственной тайне.
С учетом сложной внутриполитической и оперативной обстановки, складывающейся на территориях новых субъектов Российской Федерации, важное значение приобретает создание правовых условий для получения организациями, не имеющими возможности обеспечить надлежащее размещение собственного режимно-секретного подразделения, услуг в области защиты государственной тайны.
В этих целях законопроектом предусматривается возможность оказания соответствующих услуг не только подразделениями по защите государственной тайны государственных предприятий, учреждений и организаций, но и органов государственной власти, а также организаций других форм собственности. Одновременно уточняется, что договоры между заказчиком и исполнителем услуг в указанной сфере могут заключаться только на период проведения совместных работ.
В интересах обеспечения необходимого уровня обороноспособности государства, а также в связи с увеличивающимся с каждым годом количеством граждан, отказывающихся оформлять допуск к государственной тайне, необходимый им для исполнения обязанностей военной службы (например, количество граждан, отказавшихся от оформления допуска в 2020 г. достигло 9,4 процента от требуемого количества при призыве на военные сборы и 34 процента - при комплектовании мобилизационного людского ресурса), законопроектом устанавливаются случаи, исключающие добровольный порядок оформления допуска к государственной тайне гражданам, призванным на военную службу или военные сборы.
Законопроектом определяются условия передачи на хранение паспорта (паспортов) гражданина Российской Федерации при ограничении его в праве на выезд из Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Законопроект также предусматривает перечень обстоятельств гуманитарного характера (смерть близких родственников, необходимость экстренного лечения и т.п.), при возникновении которых граждане Российской Федерации, ограниченные в праве на выезд из Российской Федерации в связи с их осведомленностью в сведениях, составляющих государственную тайну, могут временно выехать за границу.
Положения законопроекта позволяют соблюсти баланс между необходимостью обеспечения защиты государственной тайны и жизненно важными интересами граждан.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.