Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 312970-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
9 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2022 года 610-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Данным Федеральным законом предусмотрена возможность подачи в суд ходатайства, заявления, жалобы, а также изготовления судебного решения в форме электронного документа.
Вместе с тем вопросы использования дистанционных форм участия в отдельных следственных действиях на стадии досудебного производства по уголовному делу остаются неурегулированными.
В связи с этим для оптимизации досудебной стадии уголовного судопроизводства за счет использования современных цифровых платформ и технологий, повышения доступности правосудия предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) положениями, устанавливающими, что ходатайство, заявление, жалоба, представление, требование, не содержащие охраняемую федеральным законом тайну, при наличии технической возможности могут быть поданы прокурору, следователю, руководителю следственного органа, в орган дознания, дознавателю в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, а также предусмотреть возможность изготовления обвинительного заключения, обвинительного постановления, обвинительного акта и иных процессуальных документов в форме электронного документа.
Необходимость внесения в УПК РФ обосновывается следующим.
В ходе формирования материалов уголовного дела процессуальные документы составляются на бумажных носителях, которые заверяются подписями участников уголовного судопроизводства.
В рамках действующего порядка информирования участников уголовного судопроизводства значительный объем документов направляется им также в бумажной форме, как в силу требования закона (например, копии процессуальных решений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственной (часть 2 статьи 145 УПК РФ), о приостановлении предварительного следствия (часть 1 статьи 209 УПК РФ), о прекращении уголовного дела и уголовного преследования (часть 4 статьи 213 УПК РФ), так и при заявлении участниками уголовного судопроизводства соответствующего ходатайства (например, потерпевшим - о получении копий иных процессуальных решений, затрагивающих его интересы (пункт 13 части 2 статьи 42 УПК РФ), обвиняемым - о получении копий принесенных по уголовному делу жалоб и представлений (пункт 19 части 4 статьи 47 УПК РФ).
Отдельные процессуальные документы (их копии) согласно УПК РФ необходимо направлять незамедлительно, в частности, постановление об отказе в прекращении уголовного преследования (часть 3.2 статьи 281 УПК РФ), постановление руководителя следственного органа и прокурора по жалобе (часть 3 статьи 124 УПК РФ), постановление прокурора о признании постановления о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным (часть 4 статьи 146 УПК РФ), либо в течение 24 часов - копии постановлений о возбуждении уголовного дела (часть 2 статьи 145 УПК РФ) и об отказе в возбуждении уголовного дела (часть 4 статьи 148 УПК РФ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "часть 3.2 статьи 281 УПК РФ" следует читать "часть 3.2 статьи 28.1 УПК РФ"
Направление копий процессуальных документов на бумажных носителях допускает их несвоевременное получение адресатом либо вероятность утраты в ходе рассылки.
При этом время, затраченное на получение указанных копий, пропорционально ограничивает возможности участников уголовного судопроизводства по обжалованию решений, сбору дополнительных доказательств, обоснованию ходатайств о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений.
В связи с этим предлагается статью 474.1 УПК РФ дополнить положениями, предусматривающими, что ходатайство, заявление, жалоба, представление, требование, не содержащие охраняемую федеральным законом тайну, при наличии технической возможности могут быть поданы прокурору, следователю, руководителю следственного органа, в орган дознания, дознавателю в порядке и сроки, которые установлены УПК РФ, в форме электронного документа, и подписываются лицом, направившим такой документ, усиленной квалифицированной электронной подписью, если УПК РФ не установлено иное.
Указанные электронные документы могут быть поданы посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", либо информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо системы электронного документооборота участников уголовного судопроизводства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Это позволит упростить порядок обмена документами между участниками уголовного судопроизводства и снизит процессуальные издержки сторон.
Как показывает практика, по многоэпизодным уголовным делам, с большим количеством потерпевших и свидетелей, например, о преступлениях, совершенных в сфере долевого строительства, связанных с созданием "финансовых пирамид", совершенных в составе преступного сообщества, объем обвинительного заключения может превышать 100 томов, а с учетом наличия в уголовном деле нескольких обвиняемых, данный объем возрастает кратно. Изготовление документов такого объема на бумажных носителях требует значительных организационных и материальных затрат, превышающих стоимость электронного носителя информации.
Так, в 2019 году органами предварительного следствия в системе МВД России направлено прокурору с обвинительным заключением 1 387 уголовных дел объемом более 20 томов каждое, по которым общее количество томов составило 60 514, в отношении 3 639 обвиняемых, из них 1 624 лица содержалось под стражей, общий объем обвинительных заключений по данным уголовным делам составил 87 463 тома.
В 2020 году направлено прокурору 1 263 уголовных дела аналогичного объема, по которым общее количество томов составило 83 257, в отношении 4 710 обвиняемых, из них 1 422 лица содержалось под стражей. Общий объем обвинительных заключений по данным уголовным делам составил 109 967 томов.
В 2021 году направлено прокурору 1 564 уголовных дела аналогичного объема, по которым общее количество томов составило 110 640, в отношении 6 596 обвиняемых, из них 1 624 лица содержалось под стражей, общий объем обвинительных заключений по данным уголовным делам составил 150 845 томов.
Например, управлением по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств Следственного департамента МВД России в 2019 году завершено расследование уголовного дела по обвинению 23 участников преступного сообщества в совершении 50 эпизодов преступной деятельности, связанных с незаконным сбытом наркотических средств через интернет-магазины на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Объем обвинительного заключения по данному уголовному делу составил 60 томов. Для вручения обвиняемым было изготовлено 23 копии обвинительного заключения, на что израсходовано 140 коробок бумаги и 14 картриджей к копировальным аппаратам.
В 2020 году указанным управлением направлено в суд уголовное дело по обвинению 23 руководителей и участников преступного сообщества в совершении незаконного сбыта синтетических наркотических средств и психотропных веществ посредством сети "Интернет". Указанным лицам предъявлено обвинение в совершении 73 тяжких и особо тяжких преступлений. Объем обвинительного заключения по уголовному делу составил 460 томов. Для изготовления копий обвинительного заключения потребовалось 1 240 коробок бумаги и 621 картридж к копировальным аппаратам.
По уголовному делу, оконченному расследованием в 2020 году ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области по обвинению участников преступного сообщества в незаконной рубке лесных насаждений (12 обвиняемых, 31 эпизод преступной деятельности) объем одного экземпляра обвинительного заключения составил 62 тома. Для распечатки всех экземпляров обвинительного заключения было израсходовано 434 пачки бумаги.
В связи с этим законопроектом предлагается статью 474.1 УПК РФ дополнить положениями, предусматривающими, что постановление, обвинительное заключение, обвинительный акт, обвинительное постановление и иные процессуальные документы, за исключением решений, указанных в части четвертой данной статьи УПК РФ, в ходе досудебного производства могут быть изготовлены в форме электронного документа, который подписывается лицом, его изготовившим, усиленной квалифицированной электронной подписью.
Также предлагается внести изменения в статью 222 УПК РФ, предусматривающие возможность вручения копии обвинительного заключения в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае, если обвиняемый содержится под стражей, копия обвинительного заключения, выполненная в форме электронного документа на техническом средстве, представляемом органом предварительного расследования, вручается ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения.
Следует отметить, что в настоящее время в уголовно-процессуальной судебной практике уже существуют примеры предоставления органами предварительного следствия для ознакомления обвиняемым электронных образов отдельных процессуальных решений наряду с документами на бумажном носителе. Кроме того, в органах предварительного следствия системы МВД России имеется положительный опыт представления обвинительных заключений в электронном формате.
Так, в 2019 году в суд с обвинительным заключением направлено уголовное дело в отношении международного организованного преступного сообщества, члены которого при помощи вредоносного программного обеспечения осуществляли неправомерный доступ к компьютерной информации и хищение денежных средств со счетов хозяйствующих субъектов Российской Федерации. В связи с большим объемом (1950 томов) обвинительное заключение обвиняемым, в том числе содержащимся под стражей, и их защитникам было вручено в цифровом формате путем передачи электронных книг.
Полагаем, что дополнение УПК вышеуказанными положениями отражает современные тенденции по внедрению информационно-телекоммуникационных технологий в уголовно-процессуальную сферу и вызывается необходимостью производства процессуальных действий с использованием современных цифровых технологий в дистанционном формате в условиях ограничений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции COVID-19.
При этом возможность осуществления указанных процессуальных действий в дистанционном формате с использованием информационно-телекоммуникационных технологий не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований, поскольку будет применяться только при наличии технической возможности, а напротив снизит издержки на изготовление и пересылку (транспортировку) процессуальных документов и позволит сократить сроки расследования при сохранении гарантий прав участников уголовного судопроизводства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет выпадения доходов федерального бюджета, а также не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.