Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 313756-8 "О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" разработан в целях оптимизации процедуры хранения и уничтожения изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и предметов, используемых для их производства и оборота, а также сокращения расходов средств федерального бюджета, выделяемых на их хранение.
С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление N 1027) в законную силу (вступило в силу 13 октября 2015 года) во взаимодействии с уполномоченными органами (МВД России, ФССП России, ФТС России и т.д.), специализированной организацией (АО "Росспиртпром") вывезено с мест изъятия на хранение и уничтожение 129 млн л нелегальных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом уничтожено по решению судов только 68,4 млн л нелегальной продукции (57% от общего объема изъятой и вывезенной продукции).
По состоянию на 13 января 2023 года в общей массе хранимых в соответствии с Постановлением N 1027 продукции, предметов и оборудования, составляющей 71 349 тонн, более 3-х лет находятся на хранении 51 758 тонн. На оплату хранения этого имущества на территории всей страны расходуется свыше 70 млн рублей бюджетных средств ежемесячно.
Продукция и предметы, изъятые из незаконного оборота, не имеют законного собственника, и в результате определения их судьбы по окончании соответствующих процессуальных процедур подлежат уничтожению, утилизации или реализации на основании соответствующего решения суда.
Практика расследования уголовных дел, связанных с изъятием из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и оборудования, используемого для их производства или оборота, показывает нецелесообразность хранения таких предметов после проведения необходимых исследований. Опыт их длительного хранения свидетельствует о невозможности обеспечения сохранности, что связано с особенностями упаковки алкогольной продукции и ее естественной порчей.
Действующая конструкция пункта 7 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) допускает возможность неограниченного по времени хранения изъятых из незаконного оборота продукции и предметов. В частности, это относится к предметам, признанным вещественными доказательствами по уголовным делам, по которым соответствующие исследования уже проведены, а предварительное следствие приостановлено по основаниям, предусмотренным статьей 208 УПК РФ.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в пункт 7 части второй статьи 82 УПК РФ, исключив из ее содержания после слов "о чем составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса" фразы "либо передаются на хранение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Реализация положений законопроекта не повлечет увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и будет иметь благоприятные экономические и социальные последствия, так как обеспечит более эффективное распределение средств федерального бюджета на хранение и уничтожение изъятой из незаконного оборота продукции.
Проект федерального закона соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет выпадения доходов федерального бюджета, а также не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.