Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 313908-8 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях обеспечения защиты прав и законных интересов членов семей военнослужащих.
Для более оперативного оформления документов, необходимых для производства различных социальных и страховых выплат и оказания мер социальной поддержки федерального и регионального уровней членам семей погибших военнослужащих, предлагается скорректировать порядок оформления факта смерти.
Названный законопроект вносится одновременно с законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Оба законопроекта имеют общую социальную направленность и призваны обеспечить защиту интересов членов семей военнослужащих, а также интересов военнослужащих в обеспечении сохранности их имущества, в случаях, когда их место нахождения неизвестно.
Законопроект "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточняет основания для государственной регистрации смерти, предусматривая в статье 64 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" правило о том, что документ о смерти может быть выдан не только медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, но также в случаях, предусмотренных федеральными законами, другим уполномоченным лицом. Аналогичный подход уже используется в части 10 статьи 9 Федерального закона от 5 июня 2012 г. N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике".
В соответствии с настоящим законопроектом в случаях смерти военнослужащих документ о смерти (справка о смерти) будет выдаваться в специальном порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации. Такой документ станет основанием для государственной регистрации смерти (предлагаемая редакций статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Статья 66 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" дополняется правилом о том, что командир воинской части обязан заявить о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния или многофункциональный центр в случае, если смерть наступила не только в период прохождения лицом военной службы, но также во время прохождения военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время либо военного обучения в период военного положения и в военное время.
Таким образом, в перечисленных ситуациях предусмотренный законопроектом документ станет основанием для совершения органом записи актов гражданского состояния актовой записи о смерти военнослужащего и для выдачи свидетельства о смерти.
В свою очередь после совершения актовой записи о смерти военнослужащего наступят предусмотренные законодательством последствия, в том числе состоящие в назначении соответствующих социальных льгот и в предоставлении гарантий членам семьи погибшего военнослужащего.
С целью упрощения предоставления льгот и гарантий членам семей военнослужащих уточнения вносятся в ряд законодательных актов: Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Законопроектом предусматривается распространение действия его положений и на случаи смерти военнослужащего до дня вступления в силу предлагаемого регулирования (положения законопроекта имеют обратную силу), что позволит оперативно защитить права членов семей военнослужащих на получение социальных гарантий, страховых сумм и прочих выплат как федерального, так и регионального уровней в ситуациях, имевших место до введения в действие нового регулирования.
Кроме того, законопроектом предполагается уточнить содержание статьи 277 Гражданского процессуального кодекса, в соответствии с действующей редакцией которого для подачи заинтересованными лицами заявлении о признании военнослужащего или иного гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим необходимо указать день окончания военных действий. Данное правило предлагается признать утратившим силу, что позволит синхронизировать положения процессуального законодательства с нормами материального права и в конечном итоге обеспечить более эффективную защиту интересов как пропавших без вести граждан, так и членов их семей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных Федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятие подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.