Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 301954-8 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения"
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 301954-8 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" и отмечает следующее.
Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор) подписан 26 апреля 2022 года в городе Баку и регулирует отношения в сфере пенсионного обеспечения.
Договор основан на пропорциональном принципе и предусматривает распределение финансовой ответственности договаривающихся Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на их территориях.
Договор распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Азербайджанской Республики, а также членов их семей, подпадающих или подпадавших под действие пенсионного законодательства договаривающихся сторон.
Предмет Договора составляют, для Российской Федерации: все виды страховых пенсий, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии.
Договором предусматривается, что определение права на пенсию и исчисление ее размера каждая договаривающаяся сторона осуществляет в соответствии со своим законодательством.
Вместе с тем, Договором предусматривается, что при определении права на российскую пенсию российской стороной будет учитываться стаж, приобретенный на территории России и РСФСР. Стаж, приобретенный на территории других бывших республик СССР, учитываться не будет.
Если, имеющегося страхового стажа недостаточно для приобретения права на страховую пенсию по законодательству Российской Федерации, во внимание принимается страховой стаж, приобретенный в Азербайджанской ССР и в Азербайджанской Республике, а также приобретенный на территории третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры о социальном обеспечении (пенсионном страховании).
В случаях, если право на страховую пенсию по законодательству Российской Федерации в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) не возникает, предусмотрено применение величины ИПК, равной 1 за один год "азербайжданского" стажа, а также за стаж в третьих государствах, при условии, если у Российской Федерации заключен с ними международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании).
Что касается исчисления размера российской пенсии, то ее размер определяется исходя из пенсионных прав, приобретенных исключительно на территории Российской Федерации и РСФСР.
Если продолжительность страхового стажа на территории Российской Федерации и РСФСР при назначении страховой пенсии гражданам договаривающихся сторон, проживающим в Российской Федерации, составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, будет устанавливаться пропорционально отношению фактической продолжительности российского страхового стажа, к требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданам договаривающихся сторон, проживающим на территории Азербайджанской Республики и на территории третьих государств, фиксированная выплата к страховой пенсии, а также валоризация пенсионных прав в денежном выражении не устанавливается.
Накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также социальные пенсии будут назначаться и выплачиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсии, назначенные по законодательству Азербайджанской Республики, учитываются при установлении социальных (федеральной и региональной) доплат.
Выплату назначенной российской пенсии предусматривается осуществлять по выбору пенсионера на территории Российской Федерации либо переводить на территорию Азербайджанской Республики.
Договор содержит также положения, регулирующие сотрудничество уполномоченных органов и компетентных учреждений, порядок медицинского освидетельствования (переосвидетельствования), взыскания излишне выплаченных сумм пенсий, защиту информации и урегулирование споров.
Кроме того, Договором предусматривается, что пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с его положениями по заявлению пенсионера.
В целом положения Договора соответствуют сложившемуся подходу к осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проживающих за пределами территории Российской Федерации и имеющих пенсионные права, приобретенные за границей, реализованному в международных договорах Российской Федерации, основанных на пропорциональном принципе, за исключением положения касающегося установления социальной пенсии по старости.
Необходимо отметить, что социальные пенсии по старости (лицам, достигшим 70 и 65 лет мужчинам и женщинам соответственно) согласно положениям Федерального закона от 15 декабря 2001 года 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначаются иностранным гражданам при условии их проживания на территории Российской Федерации не менее 15 лет.
Положениями Договора для граждан Азербайджанской Республики при исчислении указанного периода проживания предусматривается возможность учета периода их проживания на территории Азербайджанской Республики, при условии, что на территории России они проживают не менее одного года.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, расходы на выплату страховых пенсий, накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также социальной пенсии гражданам Азербайджанской Республики составят в 2023 году - 63 167,87 тыс. рублей в год, в 2024 году - 239 405,54 тыс. рублей в год, в 2025 году - 268 358,45 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение расходов на выплату страховых пенсий гражданам Азербайджанской Республики, пенсионное обеспечение которых будет осуществляться в соответствии с Договором, при его вступлении в силу будет производиться в пределах общего объема расходов бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемых на выплату страховых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с международными договорами о социальном (пенсионном) обеспечении, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, предусмотренных в бюджете Фонда на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Комитет отмечает, что ратификация Договора отвечает интересам Российской Федерации и способствует сохранению пенсионных прав граждан обеих договаривающихся сторон.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.