Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 315256-8 "О внесении изменений в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированная Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ, обязывает государства-участников принимать меры к обеспечению и поощрению права инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, а также лиц, которые взяли на себя заботу об инвалидах.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены между ними по их усмотрению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года N 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами" утверждены Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
С 1 января 2022 года вступили в силу Правила возмещения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации страхователю расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года N 1320.
Следует отметить, что в семье с инвалидом с детства имеются особые проблемы, связанные с необходимостью обеспечения более сложного ухода, приобретения специальных приспособлений, аппаратов, продуктов питания, одежды, обуви, платных дополнительных медицинских процедур, что требует значительных финансовых затрат, которые фактически не компенсируются получаемыми выплатами.
По этим причинам родители часто не прекращают трудовую деятельность в целях надлежащего обеспечения инвалида с детства необходимыми средствами реабилитации, дополнительными платными медицинскими процедурами и т.д.
Вместе с тем инвалид с детства нуждается в особом внимании и поддержке, особенно со стороны близких. Работающие родители инвалидов с детства действующим трудовым законодательством фактически ограничены в возможности самостоятельно осуществлять уход за своим ребенком.
Указанный в настоящем законопроекте возрастной период (до 23 лет) определен ввиду высокой иждивенческой нагрузки на лиц, осуществляющих уход за указанными гражданами, сохраняющейся и после наступления совершеннолетия ребенка-инвалида.
В целях дополнительной социальной поддержки работающих родителей, осуществляющих уход за инвалидами с детства I и II групп, настоящим законопроектом предлагается внести изменение в часть первую статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации, предоставив указанным лицам возможность получения дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц до достижения инвалидом с детства I и II групп возраста 23 лет.
Согласно заключению Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам социальной политики концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации" заслуживает внимательного рассмотрения и, в целом, может быть поддержана, поскольку его принятие позволит не только улучшить жизнь самих инвалидов, но и использовать выходные дни для решения насущных проблем, связанных с обеспечением должного ухода за ними. Замечания концептуального характера у Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
В полученном заключении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 года N 3933-1/22-23-0-2 отмечается, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не указаны источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
Учесть указанные замечания Правительства Российской Федерации не представляется возможным ввиду того, что финансирование должно осуществляться через Фонд социального и пенсионного страхования Российской Федерации и только он может направить предложения по перераспределению бюджетных средств, предусмотренных Фонду Федеральным законом от 5 декабря 2022 года N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" в случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации"
По данным Федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", по состоянию на 1 апреля 2022 года в Российской Федерации численность признанных в установленном порядке инвалидов составляет 10 462 254 человека, из них в возрасте от 18 до 30 лет - 490 420 человек, инвалидов с детства - 1 234461 человек. Распределение по I и II группам составляет 12,12% и 44,57% от общей численности инвалидов соответственно.
В связи с отсутствием в Федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" данных о численности инвалидов в возрасте от 18 до 23 лет для расчета приняты сведения Федеральной службы государственной статистики (Росстат) об общей численности жителей Российской Федерации по полу и возрасту на 2021 год.
Всего жителей в возрасте от 18 до 30 лет - 19 077 872 человека. По результатам декомпозиции общей численности установлено, что количество инвалидов в возрасте от 18 до 23 лет составляет 25 742 человека. При применении к указанной численности доли распределения по группам инвалидности можно установить, что инвалидов с детства I и II групп в Российской Федерации примерно 14 595 человек.
Предполагая, что каждому инвалиду указанных категорий необходим особый уход, количество лиц, осуществляющих за ними уход, будет составлять 14 595 человек.
Сумма, подлежащая выплате работающему родителю, осуществляющему уход за инвалидом с детства I и II групп, за один день рассчитана исходя из среднемесячной заработной платы в целом по Российской Федерации (по сведениям Росстата).
По официальным данным Росстата, размер заработной платы в среднем по Российской Федерации за февраль 2022 года составил 57 344 рубля.
Таким образом, дополнительно необходимо выделение следующего количества денежных средств в год для выплат лицам, осуществляющим уход за указанной категорией инвалидов:
247 (количество рабочих дней в 2022 году) : 12 (месяцев) = 20,6 (среднее значение рабочих дней в месяц)
57 344 : 20,6 = 2 783,69 рубля (за один рабочий день)
2 783,69 х 4 = 11 134,76 рубля (за четыре рабочих дня)
14 595 (количество лиц, осуществляющих уход) х 11 134,76 = 162 511 822,2 рубля (в месяц)
162 511 822,2 х 12 (месяцев) = 1 950 141 866,4 рубля.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации" потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета ориентировочно в размере 1 950 141,9 тысячи рублей в год (без учета индексации).
Поскольку принятие настоящего законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета Фонду социального и пенсионного страхования Российской Федерации, предлагается определить вступление его в силу с 1 января 2024 года для того, чтобы учесть дополнительное финансирование при подготовке проекта федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года N 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года N 1320 "О порядке возмещения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации страхователю расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю)";
4) Приказ Минтруда России от 19 декабря 2014 года N 1055н "Об утверждении формы заявления о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.