Заключение Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам социальной политики на проект законодательной инициативы Законодательного собрания Ленинградской области N 8-176 "О внесении изменений в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
По результатам рассмотрения указанного проекта законодательной инициативы (далее - законопроект), Комиссия Совета законодателей Российской Федерации по вопросам социальной политики (далее - Комиссия) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть первую статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), устанавливающие право одного из родителей (опекуна, попечителя) на предоставление по его письменному заявлению четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за инвалидами с детства I и II групп до достижения ими возраста 23 лет. Эти выходные дни могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.
Как отмечается в проекте пояснительной записки, данные изменения вносятся "в целях дополнительной социальной поддержки работающих родителей, осуществляющих уход за инвалидами с детства I и II групп... инвалид с детства нуждается в особом внимании и поддержке, особенно со стороны близких. Работающие родители инвалидов с детства действующим трудовым законодательством фактически ограничены в возможности самостоятельно осуществлять уход за своим ребенком".
Указанный в законопроекте возрастной период (до 23 лет) определен авторами "ввиду высокой иждивенческой нагрузки на лиц, осуществляющих уход за указанными гражданами, сохраняющейся и после наступления совершеннолетия ребенка-инвалида".
Признавая необходимость защищать права всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке, необходимо отметить следующее:
В статье 1 Федерального закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" понятие "инвалид" определяется как "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".
Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". При этом определяются причины инвалидности, в частности инвалидность с детства.
Правило 9 "Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов" (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года) предписывает: "Инвалидам следует обеспечивать возможность проживать совместно со своими семьями... Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами. Государствам следует устранять все неоправданные препятствия для лиц, желающих обеспечить уход или усыновить ребенка - инвалида или взрослого - инвалида".
В преамбуле Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ), отмечается, что "...семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства и инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов". Конвенция о правах инвалидов обязывает государства, являющиеся ее участниками, принимать меры к обеспечению и поощрению права инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, а также лиц, которые взяли на себя заботу об инвалидах.
В соответствии со статьей 7 российской Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социальный характер Российской Федерации предопределяет необходимость создания определенных гарантий реализации конституционных прав граждан, в том числе, в сфере труда.
К таким гарантиям, в частности, относится предоставление отдельным категориям работников дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Согласно действующей редакции части первой статьи 262 ПС РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правилами предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года N 1048.
С 1 января 2022 года вступили в силу Правила возмещения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации страхователю расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года N 1320.
Таким образом, в действующем российском законодательстве уже сформирован эффективный правовой механизм для реализации работниками, осуществляющими уход за детьми-инвалидами, их права на дополнительные оплачиваемые выходные дни. Указанный механизм также может быть использован для реализации изменений, предлагаемых законопроектом.
Авторами законопроекта справедливо отмечается, что "...в семье с инвалидом с детства имеются особые проблемы, связанные с необходимостью обеспечения более сложного ухода, приобретения специальных приспособлений, аппаратов, продуктов питания, одежды, обуви, платных дополнительных медицинских процедур, что требует значительных финансовых затрат, которые фактически не компенсируются получаемыми выплатами. По этим причинам родители часто не прекращают трудовую деятельность в целях надлежащего обеспечения инвалида с детства необходимыми средствами реабилитации, дополнительными платными медицинскими процедурами и т.д.".
Необходимо отметить, что в настоящее время установленный размер выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (в т.ч. за детьми-инвалидами, инвалидами с детства), не позволяет таким лицам прекратить свою трудовую деятельность даже при острой необходимости обеспечить полноценный уход за своими близкими.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 предусмотрено предоставление неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), компенсационной выплаты в размере 1200 рублей в месяц.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 с 1 января 2013 года размер ежемесячной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, составляет:
- родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - 10 000 рублей;
- другим лицам - 1200 рублей.
Неработающий родитель (усыновитель, опекун, попечитель) осуществляющий уход за инвалидом с детства II группы старше 18 лет, ежемесячной выплаты хотя бы в размере 10000 рублей не получает.
Все указанные суммы существенно меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 июня 2022 года составляет 15279 рублей в месяц, и не достигают величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации - 13919 рублей в месяц на душу населения, 15172 рубля в месяц для трудоспособного населения.
Компенсационная и ежемесячная выплаты установлены в фиксированном размере, их индексация указами N 1455 и N 175 не предусмотрена. При этом лица, получающие заработную плату (в том числе, например, при работе на условиях неполного рабочего времени), пособие по безработице или пенсию, не имеют права на компенсационную и ежемесячную выплаты, поскольку они установлены в целях компенсации заработной платы или иного дохода.
В Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов регулярно поступают обращения граждан с просьбой содействовать повышению размера выплат трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, включая инвалидов с детства I и II групп. По просьбе Комитета указанные обращения были рассмотрены стороной Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, которая полагает, что решение этого острого социального вопроса возможно лишь путем увеличения компенсационных выплат до размера не ниже прожиточного минимума с последующей индексацией по аналогии с другими социальными выплатами из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В отсутствии информации о перспективах увеличения размера компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, целесообразно рассмотреть вопрос об иных формах поддержки этой социально-уязвимой категории лиц. Одной из таких форм является предоставление родителям (усыновителям, опекунам, попечителям) более широких возможностей сочетать трудовую деятельность с уходом за инвалидами с детства I и II групп, создание для такого сочетания благоприятных условий, в том числе, путем установления оптимального соотношения рабочего времени и времени, требующегося для ухода за инвалидом.
Представленный проект финансово-экономического обоснования содержит соответствующие расчеты, касающиеся выделения дополнительных средств из федерального бюджета для осуществления выплат работающим родителям, осуществляющим уход за инвалидами с детства I и II групп.
С учетом изложенного концепция законопроекта заслуживает внимательного рассмотрения и, в целом, может быть поддержана.
Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта, отмечая, что принятие предлагаемых изменений позволит не только улучшить жизнь самих недееспособных инвалидов, но и использовать эти выходные дни для решения насущных проблем, связанных с обеспечением должного ухода за ними.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы и Правового управления Аппарата Совета Федерации замечаний концептуального характера не имеется. Вместе с тем, указывается на необходимость получения на законопроект заключения Правительства Российской Федерации в соответствии с требованиями части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта "д" части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы.
Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не указан источник покрытия расходов для реализации предлагаемых изменений.
Председатели Законодательного Собрания Камчатского края и Парламента Кабардино-Балкарской Республики поддерживают законопроект без замечаний.
Председатели Ивановской областной Думы, Законодательного Собрания Красноярского края, Саратовской областной Думы и Законодательной Думы Томской области указывают на необходимость доработки законопроекта.
На основании изложенного Комиссия Совета законодателей по вопросам социальной политики рекомендует Законодательному собранию Ленинградской области доработать и внести на рассмотрение в Государственную Думу проект законодательной инициативы N 8-176 "О внесении изменений в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комиссии, |
М,А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.