В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается, в частности, дополнить Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон) понятиями "золотовалютные резервы Российской Федерации", "золотой запас Российской Федерации". Вместе с тем данные понятия не относятся к предмету правового регулирования Федерального закона.
В статье 8 Федерального закона необоснованно исключается общее правило, согласно которому Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций.
Положения законопроекта о разработке и реализации Банком России стратегии валютной политики Российской Федерации, об утверждении положения об оценке эффективности деятельности членов Совета директоров Банка России, об освобождении от занимаемой должности Председателя Банка России и членов Совета директоров Банка России, о взаимодействии Банка России с Правительством Российской Федерации при разработке и реализации бюджетной политики и ее гармонизации с денежно-кредитной политикой Российской Федерации избыточны, поскольку указанные нормы предусмотрены законодательством Российской Федерации, а положения об обязательности публикации протоколов заседаний Совета директоров Банка России представляется недопустимым, поскольку протоколы зачастую содержат информацию ограниченного доступа.
Законопроектом предлагается Банку России в составе прибыли и убытков отражать положительные и отрицательные переоценки по иностранной валюте, ценным бумагам и золоту, что не соответствует порядку определения прибыли Банка России, установленному Федеральным законом. Курсовые разницы от переоценки активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте и драгоценных металлах, один раз в год переносятся на счета по учету резервов и входят в состав капитала Банка России. Изъятие сумм накопленных курсовых разниц со счетов по учету резервов приведет к дефициту источников покрытия сложившихся и потенциальных отрицательных нереализованных переоценок по активам и обязательствам. Впоследствии это может привести к формированию отрицательного капитала Банка России и невозможности покрытия рисков, принимаемых Банком России в ходе выполнения своих функций, в связи с чем представляется необходимым сохранить действующий порядок определения прибыли Банка России.
Законопроектом предусматривается отнесение к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики Банка России издание нормативных правовых актов в отношении операций с иностранной валютой. Однако нормативный правовой акт не может относиться к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики, поскольку является формой применения этих инструментов и методов.
Законопроект не соответствует актам более высокой юридической силы. Положение законопроекта, устанавливающее ответственность Банка России за переориентацию кредитных организаций на инвестиционно-кредитную деятельность в стратегически важных секторах экономики России, нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право на свободу экономической деятельности (часть 1 статьи 8).
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 15 февраля 2023 г. N 1617п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 315954-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Н.В. Коломейцевым"
Опубликование:
-