Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 316690-8 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, Федеральный закон) разработан в целях законодательного закрепления возможности расторжения договоров аренды федерального имущества при неисполнении предписаний контрольно-надзорных органов и решений судебных инстанций при нарушении законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в области охраны окружающей среды.
Действующие договоры аренды федерального имущества морских портов содержат положения, устанавливающие обязательства арендатора соблюдать требования контрольно-надзорных органов, а также выполнять за свой счет предписания данных органов в отношении ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности арендатора и ставящих под угрозу экологическую и санитарную обстановку вне арендуемых объектов.
При этом в настоящее время припортовые территории характеризуются неблагоприятной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, сложившейся из-за загрязнения компонентов природной среды угольной пылью в связи с осуществлением в портах стивидорными компаниями деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля. Однако неисполнение стивидорными компаниями предписаний контрольно-надзорных органов и решений судебных инстанций об устранении соответствующих нарушений законодательства не являются основанием для расторжения договора аренды, что приводит к недостаточному стимулированию соблюдения такими компаниями природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований.
Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
При этом обязанность досрочного расторжения договора аренды федерального имущества при несоблюдении предписаний контрольно-надзорных органов о соблюдении требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в области охраны окружающей среды законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Статья 619 ГК РФ также предусматривает, что договором аренды могут быть установлены другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ.
Таким образом, существует необходимость уточнить основание, которое является существенным нарушением условия договора и может повлечь досрочное расторжение договора аренды федерального имущества, находящегося в морских портах.
Согласно законопроекту иск к арендатору с требованием о досрочном расторжении договора аренды по основанию, предусмотренному частью 9.2 статьи 31 Федерального закона, может быть предъявлен арендодателем в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности арендатора.
Принятие проекта федерального закона не приведет к сокращению доходов федерального бюджета.
Законопроект содержит обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, в связи с чем законопроектом устанавливается специальный срок его вступления в силу - с 1 сентября 2023 года.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Федерального закона после внесения рассматриваемых изменений не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, а также не повлечет сокращение доходной части бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлении)!, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.