Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях развития внутреннего железнодорожного туризма.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не сформирован понятийный аппарат железнодорожного туристского маршрута и железнодорожного туристского поезда. Законопроектом предусматривается определение понятий "железнодорожный туристский поезд" и "железнодорожный туристский маршрут".
Законопроектом предпринята попытка дифференцирования железнодорожной туристической перевозки от регулярной пассажирской перевозки в зависимости от маршрута следования железнодорожного туристского поезда и цели перевозки пассажиров.
Нормы законопроекта разработаны в целях устранения существующего правового пробела в правовом регулировании железнодорожных перевозок и выработки единообразного понимания такой категории, как железнодорожный туристский маршрут.
Скорректирован терминологический аппарат и посредством нового регулирования предлагается решить следующие проблемы:
в части совершенствования нормативного регулирования туристической деятельности: создание основы для дальнейшего формирования нормативной базы субъектов, оказывающих услуги по перевозке и экскурсионному обслуживанию туристов на железнодорожном транспорте;
в части транспортной доступности:
разработка и запуск новых маршрутов (железнодорожных круизов), объединяющих туристические города;
запуск тематических пригородных поездов с интерактивными программами.
Закрепление в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" нового для железнодорожного транспорта определения "железнодорожный туристский поезд" продиктовано стремительным развитием туристической индустрии в сфере железнодорожного транспорта.
Согласно федеральному закону от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" услуга перевозки является частью туристского продукта по договору о реализации туристского продукта.
Перевозка пассажиров железнодорожного туристского поезда предполагает не только перемещение пассажира по железнодорожному туристскому маршруту, но и включает дополнительный комплекс услуг: разнообразное питание, просветительские и познавательные мероприятия в поездке, организация развлекательного обслуживания, экскурсионное обслуживание туристов в ходе остановок железнодорожного туристического поезда.
Законопроект предусматривает установление перевозчиком порядка и условий перевозок пассажиров в железнодорожных туристских поездах.
Перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма дополнен полномочиями Правительства Российской Федерации на утверждение критериев отнесения железнодорожного туристического маршрута к федеральному или региональному уровню, а также полномочиями Минэкономразвития России на установление порядка утверждения железнодорожных туристских маршрутов на федеральном уровне и требований к ним, а также утверждением перечня железнодорожных туристских маршрутов федерального уровня.
Одновременно законопроектом расширен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по созданию благоприятных условий развития железнодорожного туризма в субъектах Российской Федерации.
Так, полномочием по установлению порядка утверждения железнодорожных туристских маршрутов на региональном уровне и требований к ним, а также по утверждению перечня железнодорожных туристских маршрутов регионального уровня предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроект разработан с учетом исторического опыта организации в СССР туристско-экскурсионных поездов, а также учитывает зарубежный опыт организации перевозок пассажиров туристскими поездами.
Принятие законопроекта не потребует внесения дополнительных расходов средств федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация на практике положений проекта федерального закона не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" ^Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и его реализация не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
Федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" ^Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
1. Принятие Федерального закона потребует издания:
1) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев отнесения железнодорожного туристического маршрута к федеральному или региональному уровню".
Основание подготовки: издание постановления в целях реализации положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 60 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
2) приказа Минэкономразвития России "Об установлении порядка утверждения железнодорожных туристских маршрутов на федеральном уровне и требований к ним".
Основание подготовки и описание: издание приказа в целях реализации положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 60 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
3) приказа Минэкономразвития России "О перечне железнодорожных туристских маршрутов".
Основание подготовки и описание: издание приказа в целях реализации положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 60 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.