Досье на проект федерального закона
Изменения, предлагаемые законопроектом, предусматривают возможность распространения гарантий прав малочисленных народов также на лиц, относящихся к таким народам, но постоянно не проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, в том числе возможность осуществления такими лицами охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
Замечаний концептуального характера не имеется. Вместе с тем отдельные положения законопроекта требуют уточнения и доработки.
В связи с распространением действия Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) на лиц, относящихся к малочисленным народам, но постоянно не проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (статья 1 законопроекта), соответствующие изменения следует внести в пункт 1 статьи 1 Федерального закона N 82-ФЗ, определяющий коренные малочисленные народы Российской Федерации как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, а также в статью 1 Федерального закона от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Кроме того, с целью сохранения логики статьи 3 Федерального закона N 82-ФЗ указанную проектную норму следует поместить в часть 1 этой статьи.
Согласно проектной части 1.1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) (статья 2 законопроекта) охота осуществляется также лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которые постоянно не проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, но сохраняют связь с указанными местами, традициями и обычаями указанных народов. Указание на сохранение связи должно содержаться также в проектной части 2.1 статьи 3 Федерального закона N 82-ФЗ как основополагающей для всех случаев распространения гарантий прав малочисленных народов на лиц, постоянно не проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, а не только на случай осуществления охоты.
При этом соответствующие изменения не вносятся в пункт 7 статьи 12 Федерального закона N 209-ФЗ, который относит к видам охоты охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и охоту, осуществляемую лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 7 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона
Также обращаем внимание, что проект федерального закона разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2021 года N 32-П, в котором в качестве обязательного элемента соответствующего законодательного регулирования указан механизм, позволяющий учесть мнение представителей коренного малочисленного народа (их общин), проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этого народа. Однако в законопроекте такой механизм не предусмотрен.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Д.Ю. Воронин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.