Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 301981 "О северном завозе",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона определяются правовые и организационные основы осуществления завоза грузов на территории, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов, а также система мер государственной и муниципальной поддержки участников северного завоза.
По результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
Согласно проекту под территориями северного завоза понимаются территории, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов (пункт 2 статьи 3). При этом под территориями с ограниченными сроками завоза грузов понимаются территории, в которых в связи с географическими, природно-климатическими и (или) инфраструктурными условиями отсутствует техническая возможность осуществления круглогодичного наземного сообщения автомобильным транспортом хотя бы с одним муниципальным образованием, не относящимся к такой территории (пункт 3 статьи 3). С указанными положениями не согласуется часть 2 статьи 6 проекта, в соответствии с которой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации при подготовке предложений о включении территорий в перечень территорий северного завоза и (или) о внесении в этот перечень изменений в дополнение к указанному критерию вправе руководствоваться иными критериями с учетом географических, природно-климатических, логистических, инфраструктурных и иных особенностей территорий, входящих в состав субъекта Российской Федерации.
Проектом предусматривается отнесение к полномочиям Правительства Российской Федерации оказание государственной поддержки участникам северного завоза, осуществляющим завоз грузов, включенных в перечень грузов первой категории (часть 2 статьи 7) и утверждение Положения о Федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза (статья 19). Данные положения необходимо согласовать со статьей 3 проекта, содержащей исчерпывающий перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере осуществления северного завоза. Аналогичное замечание также касается полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решений о создании стратегического запаса грузов жизнеобеспечения, по оказанию государственной поддержки собственникам (владельцам) объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования (статьи 10, 11, 13) и полномочий органов местного самоуправления по участию в создании стратегического запаса грузов жизнеобеспечения (часть 5 статья 11), которые не отражены соответственно в статьях 4 и 5 проекта.
Согласно части 2 статьи 7 проекта Правительством Российской Федерации оказывается государственная поддержка участникам северного завоза, осуществляющим завоз грузов, включенных в перечень грузов первой категории. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и главы местных администраций вправе оказывать государственную или муниципальную поддержку за счет средств соответствующих бюджетов участникам северного завоза, осуществляющим завоз грузов, не включенных в перечень грузов первой категории (части 3 и 5 статьи 7 проекта). Однако в случае оказания такой поддержки органы власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать предельные значения цен на грузы первой категории (части 4 и 6 статьи 7), то есть грузы, в отношении завоза которых ими поддержка не оказывается. В проекте не предусмотрен порядок определения названного предельного значения цен на грузы первой категории, что может привести к широким пределам усмотрения при применении данных проектируемых положений. Также нуждается в уточнении, каким образом будут определяться указанные предельные значения цен в случае, если правом по их установлению воспользуются одновременно субъект Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении одной и той же категории товаров.
Кроме того, обращаем внимание, что положения частей 2 - 6 статьи 7 относятся к предмету регулирования Главы 5 "Государственная и муниципальная поддержка северного завоза" проекта.
В соответствии с частью 1 статьи 13 проекта Правительство Российской Федерации определяет перечень объектов опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза на территории субъекта Российской Федерации по предложению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, согласованному с собственниками таких объектов. Согласно части 3 статьи 13 проекта собственники (владельцы) объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования обеспечивают беспрепятственный доступ к таким объектам для целей оказания транспортно-логистических и транспортно-экспедиционных услуг в отношении грузов первой и второй категорий. Вместе с тем в проекте не определен правовой механизм предоставления такого доступа, включающий в себя в том числе компенсацию собственникам указанных объектов затрат (издержек), которые могут возникнуть в связи с использованием таких объектов для целей северного завоза.
В части 1 статьи 15 проекта следует уточнить, за счет средств какого бюджета осуществляется содержание опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности.
Проект нуждается в терминологической и редакционной доработке.
Так, подпункт "в" пункта 4 статьи 2 содержит определение понятия "грузы третьей категории", которое в проекте закона не используется.
В части 1 статьи 10 проекта нуждается в определении понятие "депонационное хранение".
В части 2 статьи 17 проекта следует учесть, что муниципальные программы утверждаются не главой местной администрации, а местной администрацией муниципального образования (часть 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что реализация проекта приведет к дополнительным расходам федерального бюджета, принимая во внимание порядок вступления в силу проекта с 1 сентября 2023 года, обращаем внимание на положения пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующего условия выделения бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличения таких ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.