Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по защите конкуренции от 15 марта 2023 г. N 86
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 301981-8 "О северном завозе"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 301981-8 "О северном завозе", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), в части вопросов, отнесенных к ведению Комитета, и отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, необходимость его разработки вызвана тем, что деятельность в сфере северного завоза законодательно не урегулирована - отсутствует системный подход к организации и осуществлению северного завоза.
В соответствии со статьей 1 законопроекта его целью является создание правовых и организационных основ для осуществления завоза грузов на территории, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов.
Основные положения законопроекта предусматривают:
закрепление самого понятия "северный завоз" и других понятий в целях законопроекта;
распределение полномочий между всеми уровнями власти - федеральным, региональным и местным;
порядок определения территорий северного завоза, порядок категорирования грузов (устанавливается три категории грузов) и их правовой статус, определение федерального координатора северного завоза и создание единого морского оператора северного завоза;
определение правового статуса инфраструктуры северного завоза;
установление форм государственной и муниципальной поддержки;
создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза.
Необходимость совершенствования регулирования осуществления завоза грузов (продукции, товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в целях обеспечения жизнедеятельности возражений не вызывает.
Вместе с тем, по мнению Комитета, отдельные положения законопроекта требуется доработать, в том числе с учетом принципов государственной политики по развитию конкуренции.
Так в соответствии с положениями законопроекта предусматривается создание (определение государством) единого морского оператора северного завоза, понятие которого законопроект определяет как уполномоченное Правительством Российской Федерации юридическое лицо, обеспечивающее осуществление регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами.
Исходя из указанного определения и других положений законопроекта, оператором может быть определено любое юридическое лицо, как с государственным участием, так и частное.
В соответствии со статьей 9 законопроекта положение о едином морском операторе северного завоза утверждается Правительством Российской Федерации. Также Правительство Российской Федерации в соответствии с проектируемыми нормами определяет основы ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза и правила регулирования тарифов на такие услуги. Состав указанных услуг и конкретные функции единого морского оператора северного завоза законопроектом не устанавливаются. Законопроектом предусмотрено, что единый морской оператор северного завоза обеспечивает осуществление регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту предполагается, что единый морской оператор северного завоза будет перевозить грузы первой и второй категорий по регулируемым тарифам с последующим предоставлением субсидии на возмещение недополученных доходов.
При этом в законопроекте отсутствует детализация порядка определения Правительством Российской Федерации юридического лица в качестве единого морского оператора северного завоза, включая критерии для такого определения и требования к такому юридическому лицу.
Отсутствие ясности в вопросах порядка определения единого морского оператора северного завоза и осуществления им конкретных полномочий создает риск возникновения правовой неопределенности при реализации проектируемых норм и может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Необходимо отметить, что перевозка грузов между морскими портами не относится в полной мере к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии со статьей 3 Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
При этом в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" к основополагающим принципам государственной политики по развитию конкуренции отнесены в том числе:
обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;
недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;
развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием.
В целях соблюдения указанных принципов государственной политики по развитию конкуренции, соответствия законопроекта антимонопольному законодательству и общеправовому критерию ясности правового регулирования, а также исключения указанных рисков представляется целесообразным в законопроекте (при подготовке к рассмотрению во втором чтении, в случае принятия его в первом чтении):
раскрыть содержание функций и состав предоставляемых услуг единого морского оператора северного завоза;
установить требования к юридическому лицу в целях определения его как единого морского оператора северного завоза;
предусмотреть механизм отбора юридического лица в целях определения его как единого морского оператора северного завоза на конкурсной основе;
предусмотреть возможность осуществления морской перевозки грузов северного завоза альтернативными маршрутами (при участии альтернативных операторов и перевозчиков) в целях повышения эффективности перевозки грузов, в том числе снижения ее стоимости, для чего предусмотреть возможность определения нескольких операторов северного завоза, установив порядок их взаимодействия между собой и федеральным координатором северного завоза.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по защите конкуренции считает возможным поддержать концепцию законопроекта с учетом изложенных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.