Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 301981-8 "О северном завозе",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Приложение
к Решению Комитета
от 15.03.2023 г. N 39/1
Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 301981-8 "О северном завозе", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект направлен на создание правовых и организационных основ осуществления северного завоза.
Так, законопроектом закрепляется распределение полномочий между уровнями власти - федеральным, региональным и местным.
Ключевыми элементами данной системы являются федеральный координатор северного завоза (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере северного завоза), единый морской оператор северного завоза (определенное Правительством Российской Федерации юридическое лицо, обеспечивающее осуществление регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами), Федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза (ФГИС "Северный завоз") (обеспечивает обработку и анализ информации о северном завозе, мониторинг движения грузов и своевременное выявление рисков возникновения сбоев в поставках), исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, наделенные полномочиями по организации, координации и планированию северного завоза.
Вводится институт планирования северного завоза. План северного завоза грузов первой и второй категорий будет утверждаться правовым актом федерального координатора северного завоза, определяющим ежегодную потребность в грузах северного завоза на трехлетний период, а также номенклатуру и объем грузов северного завоза с учетом потребностей жителей населенных пунктов и условий договоров с грузополучателями.
Проектируемыми нормами устанавливаются критерии отнесения муниципальных образований к территориям северного завоза.
Также законопроект предусматривает категорирование грузов северного завоза для целей дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки.
К грузам первой категории отнесены грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы). Конкретный перечень таких грузов (номенклатура товаров) будет определяться Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации будет оказывать государственную поддержку участникам северного завоза, осуществляющим завоз таких грузов.
Одновременно высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации и главам местных администраций предоставлено право устанавливать предельные значения цен на грузы первой категории.
Ко второй категории грузов предлагается отнести грузы для государственных и муниципальных нужд.
Предполагается, что единый морской оператор северного завоза будет перевозить грузы первой и второй категорий по регулируемым тарифам с последующим предоставлением субсидии на возмещение недополученных доходов.
Также предусматривается, что грузы первой и второй категорий перевозятся и обслуживаются в приоритетном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в области транспорта. Порядок специальной маркировки грузов первой и второй категорий для их идентификации в указанных целях будет определяться Правительством Российской Федерации.
Система мер государственной и муниципальной поддержки участников северного завоза включает финансовые и имущественные меры, в том числе: предоставление бюджетных кредитов и субсидий, предоставление государственного и муниципального имущества, включенного в соответствующие перечни во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
В целях снятия инфраструктурных ограничений законопроектом предусмотрено определение перечня объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза.
По мнению Комитета, реализация положений законопроекта позволит сформировать комплексную систему управления северным завозом, основанную на цифровых технологиях и принципах эффективного распределения полномочий, планирования, оптимизации процессов и управления рисками, обеспечить бесперебойное снабжение территорий северного завоза, сокращение сроков доставки и снижение стоимости грузов северного завоза.
Вместе с тем, по мнению Комитета, ряд проектируемых норм законопроекта нуждается в дополнительной проработке ко второму чтению.
Так, представляется целесообразным дополнительно обсудить иные сроки вступления в силу для положений законопроекта, касающихся финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, уточнить определения понятий "грузы первой категории", "объекты транспортно-логистической инфраструктуры" и "план северного завоза", а также положения законопроекта, наделяющие высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации и муниципальные образования правом оказывать государственную и муниципальную поддержку за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответственно, участникам северного завоза, осуществляющим завоз грузов северного завоза любой категории (в законопроекте такое право предоставлено в отношении грузов, не включенных в перечень грузов первой категории).
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, окончательный срок разработки и ввода в эксплуатацию ФГИС "Северный завоз" определен в 2026 году. Вместе с тем ФГИС "Северный завоз" является ключевым элементом системы управления северным завозом, в связи с этим, следует рассмотреть вопрос о сокращении сроков ее разработки и ввода в эксплуатацию.
Также Комитет обращает внимание на необходимость дополнительного правового регулирования обустройства автомобильных дорог сезонного действия (зимников), в том числе используемых для доставки грузов в рамках северного завоза.
В представленных отзывах от законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации выражено мнение о поддержке законопроекта.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 301981-8 "О северном завозе" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Первый заместитель |
В.Ю. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.