Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
по проекту федерального закона N 301981-8 "О северном завозе"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры в пределах отведенной компетенции рассмотрен проект федерального закона N 301981-8 "О северном завозе", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на создание правовых и организационных основ осуществления северного завоза. В частности, законопроектом устанавливаются критерии отнесения территорий к территориям северного завоза. На основании предложений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации территории, соответствующие критериям, будут включены в перечень территорий северного завоза, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Также законопроект предусматривает категорирование грузов северного завоза для целей дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки. Так, законопроектом предлагается весь объем грузов, завозимый на территории северного завоза, условно разделить на три категории.
К грузам первой категории отнесены грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (социально значимые продовольственные и непродовольственные товары, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы). Конкретный перечень таких грузов (номенклатура товаров) будет определяться Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации будет оказывать государственную поддержку участникам северного завоза, осуществляющим завоз таких грузов.
Одновременно с этим высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации и (или) глава местной администрации вправе утвердить дополнительный региональный и (или) муниципальный перечень грузов первой категории соответственно для целей оказания дополнительных мер государственной (на уровне субъекта Российской Федерации) и (или) муниципальной поддержки.
Ко второй категории грузов предлагается отнести грузы для государственных и муниципальных нужд.
Участники северного завоза, осуществляющие завоз на территории северного завоза иных грузов (не относящиеся к первой и второй категориям), вправе, наряду с грузами первой и второй категории, претендовать на приоритетную обработку на объектах транспортно-логистической инфраструктуры (не предполагает затрат бюджетов бюджетной системы).
Также законопроектом предусмотрено определение перечня объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Основополагающим критерием отнесения объектов инфраструктуры к опорной сети является их критическое значение для построения оптимальных логистических маршрутов и обеспечения бесперебойного снабжения территорий северного завоза.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и необходимость его скорейшего принятия. Обеспечение северного завоза требует особых мер государственной поддержки и специального правового регулирования. Отсутствие единого комплексного подхода к организации северного завоза и системности принимаемых мер по осуществлению северного завоза приводит к возникновению сложностей с доставкой жизненно важных товаров в удаленные и труднодоступные районы, в первую очередь продовольственных и лекарственных товаров первой необходимости, горюче-смазочных материалов.
Вместе с тем считаем необходимым обратить внимание на следующие положения законопроекта.
Согласно пункту 10 статьи 2 законопроекта к объектам транспортно-логистической инфраструктуры относятся пути сообщения. Комитет отмечает, что указанный термин в отраслевом законодательстве не используется. Согласно Федеральному закону "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозка осуществляется по железнодорожным путям общего пользования и железнодорожным путям необщего пользования. Согласно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" перевозки осуществляются по дорогам. Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации судоходство осуществляется на внутренних водных путях. Согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации судоходство осуществляется по морским путям.
Статьей 13 законопроекта предусмотрено, что собственники (владельцы) объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования обеспечивают беспрепятственный доступ к таким объектам для целей оказания транспортно-экспедиционных и транспортно-логистических услуг в отношении грузов первой и второй категорий. Получение согласия собственников таких объектов на совершение вышеперечисленных операций законопроектом не предусматривается. Комитет полагает, что данная норма ограничивает свободу распоряжения собственником своего имущества, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры считает возможным поддержать принятие законопроекта N 301981-8 "О северном завозе" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.