Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 321728-8 "О внесении изменений статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), направленных на устранение барьеров в расчетах с иностранными лицами.
Санкционная политика недружественных стран привела к прекращению деятельности международных систем (Visa и Mastercard) на территории Российской Федерации.
Как следствие, иностранные граждане, планирующие поездки в Россию в туристических, деловых целях, а также на медицинское обслуживание, оказались отрезаны от российской банковской инфраструктуры и не имеют возможности оплачивать товары и услуги своими банковскими картами.
Кроме того, действующая редакция Федерального закона N 115-ФЗ, по общему правилу, требует обязательное личное присутствие клиента при открытии ему банковского счета (вклада). В текущей экономико-политической обстановке зачастую сложно обеспечить личное присутствие сторон международных расчетов.
В этой связи, законопроектом предлагаются меры по упрощению принятия на обслуживание российскими кредитными организациями иностранных лиц, а также открытию им счетов (вкладов).
Так, законопроектом предусматривается возможность кредитных организаций делегировать проведение идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ иностранной финансовой организации.
При этом, Банк России наделяется полномочием запретить кредитной организации давать соответствующее поручение. В свою очередь, при получении вышеуказанного решения Банка России кредитная организация будет обязана прекратить договорные отношения по поручению проведения идентификации с иностранным партнером.
По сравнению с действующим механизмом делегированной идентификации между российскими финансовыми организациями для иностранных финансовых организаций законопроектом предусматриваются дополнительные требования к установлению таких отношений. В частности, договор между российской кредитной организацией и иностранной финансовой организацией должен содержать условие о его расторжении в случае неоднократного в течение года предоставления иностранной финансовой организацией недостоверной информации.
Также законопроектом устанавливается изъятие из требований об обязательном личном присутствии клиента - физического лица, его представителя, при открытии счета (вклада), если такой клиент был идентифицирован иностранной финансовой организацией по поручению российской кредитной организации.
В свою очередь, иностранные юридические лица уравниваются в правах с российскими юридическими лицами в части возможности открытия счета без личного присутствия представителя, если ранее указанный представитель был идентифицирован при личном присутствии в кредитной организации, открывающей счет, и находится на обслуживании в данной кредитной организации.
В целом, предлагаемые изменения облегчат иностранным физическим и юридическим лицам доступ к российским банковским продуктам.
Положения проекта федерального закона не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Влияние предлагаемых изменений на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Проект федерального закона не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) по вопросам, являющимся предметом правового регулирования законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" его реализация не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребуется принятия, внесения изменений, приостановления действия или признания утратившими силу других законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.