Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 марта 2023 г. N 5.1-01/668
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году",
принятому Государственной Думой 14 марта 2023 года
Проект названного Федерального закона (N 305907-8) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, А.М. Макаровым 2 марта 2023 года.
Федеральный закон направлен на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года и обеспечение первоочередных мер поддержки российской экономики и опережающего развития субъектов Российской Федерации.
Так, предусмотрено увеличение с 250 млрд. рублей до 315 млрд. рублей общего объема специальных казначейских кредитов, запланированных к предоставлению региональным бюджетам на срок до 15 лет по ставке 3 процента годовых, в том числе для обновления общественного транспорта в регионах, включая малые города и сельские поселения.
Наряду с этим предусматривается возможность предоставления региональным бюджетам бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в общем объеме до 180 млрд. рублей. Указанные кредиты направляются для опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта (ремонта) объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), приобретения объектов недвижимости в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), при условии возврата кредитов не позднее 30 апреля очередного финансового года.
Предложения о распределении бюджетных кредитов направляются Минфином России для рассмотрения в Комиссию Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде.
Для оперативного использования указанных средств устанавливается возможность внесения изменений в программу государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации и сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон о бюджете.
Одновременно с этим допускается возможность превышения на сумму указанных кредитов размера дефицита регионального (местного) бюджета и объема государственного (муниципального) долга, установленных законом субъекта Российской Федерации о бюджете (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете).
В целях реализации указанных положений до 1 января 2024 года приостанавливается действие ряда норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих ограничения по размеру и срокам возврата бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, а также размерам предельной суммы заимствований субъекта Российской Федерации.
Для обеспечения контроля за эффективным использованием бюджетных средств предусматривается казначейское сопровождение расчетов по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более, субсидий, бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставляемых из региональных (местных) бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются специальные казначейские кредиты и кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 3 000,0 тыс. рублей в рамках исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной , экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон в соответствии со статьей 2 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 28 марта 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.