Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 321818-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности системы пожарной безопасности в организациях и стимулирования развития добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О добровольной пожарной охране" на территории Российской Федерации предусмотрена возможность создания двух видов подразделений добровольной пожарной охраны (далее - ДПО) в зависимости от места их создания (территориальные или объектовые).
Одновременно с этим в Федеральном законе "О добровольной пожарной охране" имеются ограничения, затрудняющие процесс создания объектовых добровольных пожарных подразделений в организациях различных форм собственности. Так, объектовое добровольное пожарное подразделение может быть создано исключительно в форме общественного объединения пожарной охраны, при этом:
данное подразделение фактически неподконтрольно самой организации, несмотря на то, что в его состав входят работники организации и данное подразделение действует на территории организации;
организация не может предоставлять льготы и компенсации работникам организации, являющимися членами объектового добровольного пожарного подразделения, поскольку такая обязанность ложится на само подразделение;
организация не может передать технику, иное движимое и недвижимое имущество, находящееся у нее в собственности или на ином законном основании, объектовому добровольному пожарному подразделению, поскольку большинство таких подразделений не созданы в форме юридических лиц;
объектовое добровольное пожарное подразделение невозможно создать в отдельных особо важных и режимных организациях.
Законопроект направлен на устранение указанных юридических коллизий.
Законопроектом предлагается дополнить понятийный аппарат Федерального закона "О добровольной пожарной охране" определениями "добровольное пожарное подразделение", "территориальное добровольное пожарное подразделение", "объектовое добровольное пожарное подразделение", а также предоставить возможность организациям различных форм собственности самостоятельно создавать добровольные пожарные подразделения, без создания общественного объединения пожарной охраны.
Кроме того, в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" вносятся изменения, устанавливающие упрощенный порядок создания и деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений, определяются права, обязанности и требования к добровольным пожарным, участвующим в деятельности данных подразделений.
Принятие Федерального закона потребует разработки нормативных правовых актов МЧС России, утверждающих типовые положения об объектовых добровольных пожарных подразделениях, а также вносящих изменения в Порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных и Порядок обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров.
В целях подготовки и принятия указанных нормативных правовых актов МЧС России, срок вступления в силу федерального закона предлагается установить по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Государственными корпорациями и организациями, включенными в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, других организаций, независимо от их форм собственности, реализация положений предлагаемых законопроектом будет осуществляться за счет средств указанных государственных корпораций и организаций.
Так как проектом федерального закона не предлагается устанавливать требования по созданию объектовых добровольных пожарных подразделений, а определять порядок их создания, то реализация соответствующих положений не повлечет увеличения расходов организаций, на которых созданы объектовые добровольные пожарные подразделения.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем принятие Федерального закона потребует разработки проектов нормативных актов МЧС России:
а) наименование проекта приказа МЧС России - "Об утверждении типового положения об объектовых добровольных пожарных подразделениях";
головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;
обоснование разработки - пункт 5 статьи 1 проекта федерального закона;
срок подготовки - в течение 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона;
б) наименование проекта приказа МЧС России - "О внесении изменений в Порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных", утвержденный приказом МЧС России от 20 марта 2020 г. N 154;
головной исполнитель и соисполнители - МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;
обоснование разработки - пункт 10 статьи 1 проекта федерального закона;
срок подготовки - в течение 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.