Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 321830-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - законопроект) подготовлен в целях унификации требований к условиям и порядку оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Предлагается распространить подходы к учету доходов и определения состава семьи, выработанные при осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384) и других мер социальной поддержки по нуждаемости, на порядок и условия предоставления государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, что позволит сделать поддержку граждан более справедливой и адресной.
Так, законопроектом предлагается закрепить переход от понятия "домохозяйства", использующегося для целей официального статистического учета, к понятию "семья" при назначении государственной социальной помощи.
В состав семьи будут входить заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой и попечительством (за исключением таких детей, состоящих в браке).
При этом исключаются родители, братья и сестры заявителя и его супруга (супруги). Данной нормой предлагается изменить состав семьи, который используется при расчете ее среднедушевого дохода в целях недопущения дифференциации установления права гражданина на получения мер социальной поддержки (в том числе государственной социальной помощи) в зависимости от состава семьи и обеспечения гражданам равного доступа к указанным мерам.
Законопроект позволяет сформировать единые и понятные для граждан требования к условиям и порядку назначения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, и обеспечить условия для повышения благосостояния малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, основанные на принципах социального казначейства.
Переход от "среднесемейного" прожиточного минимума к прожиточному минимуму на душу населения при оценке права на государственную социальную помощь, в том числе на основании социального контракта, будет нивелирован уже в 2024 году при ежегодной индексации величины прожиточного минимума.
Для государственной помощи на основании социального контракта, как меры, софинансируемой из федерального бюджета, предлагается закрепить дополнительные условия оказания такой помощи, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
В этих целях законопроектом закрепляется полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной законопроектом (далее - Правила), включая примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения (прекращения выплаты) указанной государственной социальной помощи, и формы заявления о ее назначении.
При этом субъекты Российской Федерации должны привести свои нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и условия назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Правилами.
В целях реализации принципа клиентоцентричности законопроектом предусматривается также возможность подачи заявления о назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Важно отметить, что возможность подачи заявления о назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг является инструментом первого контакта с желающими получить такую помощь гражданами, позволяющим провести первичную оценку права, избежав при этом возможно не нужных походов гражданина в орган социальной защиты населения по месту жительства.
Таким образом, подача заявления является первым этапом обращения гражданина за назначением такой помощи и не отменяет дальнейшее тесное взаимодействие органа социальной защиты населения и гражданина в целях выяснения реальных потребностей гражданина (его семьи) и поиска возможных вариантов выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации.
Устанавливаемый законопроектом срок вступления в силу обусловлен необходимостью внесения субъектами Российской Федерации изменений в региональные нормативные правовые акты, регулирующие оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ.
Законопроект не содержит требований, которые связаны вязаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" не потребует принятия, изменения или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
I. Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
I. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной настоящим Федеральным законом, примерного перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения (прекращения выплаты) такой помощи, и типовой формы заявления о назначении такой помощи".
Постановлением Правительства Российской Федерации предлагается установить правила оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, примерный перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения (прекращения выплаты) такой помощи, и типовую форму заявления о назначении такой помощи.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минцифры России.
Примерный срок подготовки нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - три месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
II. Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - три месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - три месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.