Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 322233-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент).
Законопроект разработан во исполнение пунктов 22, 23, 25 Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" ("Реинжиниринг правил промышленного строительства"), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. N 2692-р.
Изменения вносятся в целях совершенствования работы по техническому регулированию в строительной сфере, снижения регуляторной нагрузки на бизнес, повышения эффективности системы строительного нормирования в решении задач обеспечения безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями технических регламентов, расширения доказательной базы Технического регламента в части обеспечения возможности использования стандартов организаций и документов по стандартизации иностранных государств.
Необходимость внесения предлагаемых законопроектом изменений обусловлена целями и задачами, предусмотренными Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р.
В настоящее время нормативная правовая база системы технического регулирования характеризуется отсутствием системного подхода, наличием предписывающих норм, многочисленного дублирования и противоречий в регулировании процессов проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.
Устаревшая по структуре и принципу формирования, не соответствующая в полной мере современному техническому уровню, содержащая противоречивые и дублирующие документы база нормативно-технических требований сдерживает инновационные процессы в строительстве, создает неоправданные административные и технические барьеры для всех участников инвестиционно-строительного цикла, препятствует оперативному внедрению в практику строительства новых материалов и технологий.
В этой связи в число ключевых задач по данному направлению работы входят переход от предписывающего метода нормирования к параметрическому методу нормирования, обеспечивающему максимально быстрое внедрение инноваций при гарантированном соблюдении безопасности технических решений, а также внедрение реестрового принципа разработки технических требований в сфере строительства путем формирования целостной системы нормативных документов, устанавливающей единые обязательные требования к проектированию, строительству и эксплуатации объекта капитального строительства и исключающей противоречия нормативных правовых и нормативных технических документов.
За последние три года в целях снижения административных барьеров количество обязательных требований сокращено с 10 000 до 380 без ущерба для подтверждения безопасности зданий и сооружений. Вместе с тем, сохранение существующей системы разделения технических требований в строительстве на обязательные и добровольные к применению, а также документов технического регулирования, не вошедших ни в один из этих перечней, приводит к неоднозначной трактовке требований.
Для выполнения указанных стратегических задач законопроектом предусматривается создание единого перечень нормативных документов добровольного применения, что позволит устранить противоречия и дублирования многочисленных требований. Утверждение указанного перечня документов добровольного применения будет обеспечено федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что минимально необходимые обязательные требования к безопасности зданий и сооружений установлены непосредственно в Техническом регламенте, а добровольность применения требований национальных стандартов и сводов правил не аналогична ситуации, когда требования к зданиям и сооружениям отсутствуют полностью. Применение таких требований на добровольной основе подразумевает, что лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе руководствоваться добровольными к применению требованиями либо иным образом обосновать соответствие проектных решений требованиям Технического регламента.
В целях регламентации таких альтернативных способов обоснования законопроект предусматривает расширение доказательной базы технического регламента за счет стандартов организаций, зарегистрированных в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов, а также иных документов в области технического регулирования Китайской Народной Республики и других стран. Порядок применения таких иностранных стандартов будет установлен Правительством Российской Федерации.
В случае, если при подготовке проектной документации требуется отступление от документов по стандартизации или такие требования отсутствуют, обоснование соответствия проектных решений базовым требованиям Технического регламента может быть произведено в результате проведения исследований, расчетов и (или) испытаний, моделирования сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, а также оценки риска возникновения таких процессов и явлений.
Принятие предлагаемых изменений позволит:
устранить существующие противоречия и дублирования в документах технического регулирования;
отказаться от необходимости разработки специальных технических условий, необходимых для отклонения от требований документов обязательного применения или компенсации недостающих требований в документах обязательного применения, что соответственно снизит стоимость и сроки строительства;
обеспечить гибкость в разработке и принятии проектных решений при сохранении действующих параметров и уровней безопасности объекта.
Кроме того, в целях разграничения предметов регулирования Технического регламента и Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" законопроектом вносятся изменения в статью 8 Технического регламента, предусматривающие, что пожарная безопасность зданий и сооружений обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Также из части 6 статьи 16 Технического регламента предлагается исключить требование к устойчивости строительных объектов против прогрессирующего обрушения, которое в ряде случаев приводит к значительному росту стоимости объектов или невозможности их проектирования на современном уровне.
В частности, при проектировании промышленных зданий, большепролетных пространственных конструкций прогрессирующее обрушение нельзя предотвратить условными расчетами с исключением из работы ключевых элементов. При буквальном соблюдении этого требования реальное проектирование таких объектов становится невозможным или их стоимость необоснованно возрастает.
Из статей 39 и 40 Технического регламента исключаются положения, предусматривающие проведение обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям Технического регламента и требованиям, установленным в проектной документации, в форме государственного контроля (надзора).
Проектируемое изменение направлено на разграничение предмета строительного контроля и государственного строительного надзора. Проведение указанной оценки в рамках государственного строительного надзора (в частности, в рамках принятия решения о выдаче заключения о соответствии построенного объекта установленным требованиям) нецелесообразно, поскольку такая проверка проводится на заключительных этапах строительного цикла.
Представляется, что контроль за соответствием строящегося объекта установленным требованиям и проектным решениям должен осуществляться непрерывно при выполнении строительных работ. Данная функция отнесена статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации к вопросам строительного контроля.
В целях обеспечения беспрепятственного перехода к новому регулированию, а также принятия подзаконных правовых актов, обеспечивающих реализацию проектируемых изменений, статьей 2 законопроекта устанавливается отсроченная дата вступления в силу положений законопроекта (1 марта 2024 г.), а также регулируются отдельные вопросы, связанные с применением документов технического регулирования и специальных технических условий в переходный период.
Законопроект не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте присутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Установленный срок вступления в силу законопроекта (с 1 марта 2024 г.) обусловлен необходимостью разработки подзаконных правовых актов, обеспечивающих реализацию проектируемых изменений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон) не потребует принятия актов Президента Российской Федерации.
1. Принятие Федерального закона потребует принятия:
1.1. постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок применения документов по стандартизации иностранных государств для оценки соответствия требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Росстандарт.
Срок - 30 ноября 2023 г.
1.2. приказа Минстроя России "Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Росстандарт.
Срок - 30 ноября 2023 г.
2. Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в:
2.1. постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии".
Головной исполнитель - Росстандарт.
Срок - 30 сентября 2023 г.
2.2. постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
Головной исполнитель - Минстрой России.
Срок - 30 сентября 2023 г.
2.3. постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Головной исполнитель - Минстрой России.
Срок - 30 ноября 2023 г.
3. Принятие Федерального закона потребует признания утратившими силу:
3.1. приказа Минстроя России от 30 ноября 2020 г. N 734/пр "Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства".
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - МЧС России, ГК "Росатом".
Срок - 30 ноября 2023 г.
3.2. постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 914 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 815").
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Роспотребнадзор, МЧС России, Ростехнадзор, Минтранс России, Минпромторг России.
30 ноября 2023 г.
3.3. приказа Госстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Головной исполнитель - Росстандарт.
Срок - 30 ноября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.