Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 322234-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации " (далее - законопроект) разработан в целях устранения пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, а также урегулирования вопросов, возникших в правоприменительной практике при установлении границ населенных пунктов и территориальных зон и внесении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), устранения препятствий для подготовки документов, содержащих описание местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон, и наполнения ЕГРН сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности и гармонизации сферы земельно-имущественных отношений, совершенствования действующего законодательства в части порядка исправления реестровых ошибок органом регистрации прав на основе анализа правоприменительной практики.
По состоянию на 1 января 2022 года в ЕГРН внесено 42,3% границ населенных пунктов (65 663 границы) и 30% границ территориальных зон (167 389 границ).
Отсутствие в ЕГРН границ населенных пунктов и границ территориальных зон негативно сказывается на градостроительном потенциале территорий муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, создает правовую неопределенность для правообладателей земельных участков относительно их правового режима, способствует возникновению земельных споров.
Основным препятствием для внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон являются выявляемые пересечения их границ с границами земельных участков, что не допускается земельным законодательством, за исключением определенных случаев.
Законопроектом предлагается статью 34 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) дополнить положениями, устанавливающими, что наличие пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта (занятого линейным объектом), или земельных участков, имеющих согласно сведениям ЕГРН пересечения между собой, не является препятствием для установления границ населенных пунктов, территориальных зон и внесения сведений о них в ЕГРН.
Устранение пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельных участков, имеющих пересечения между собой, осуществляется органом регистрации прав при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельных участков, осуществляемым в том числе с целью исправления реестровой ошибки. Орган регистрации прав уведомляет о внесенных в реестр границ ЕГРН изменениях уполномоченные на установление границ органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Для уточнения границ земельного участка, занятого линейным объектом, пересекающих границы населенного пункта, муниципального образования и границы между субъектами Российской Федерации, законопроектом предлагается осуществлять раздел такого земельного участка без подготовки межевого плана и кадастрового учета исходного земельного участка в связи с уточнением местоположения границ такого земельного участка. При этом орган регистрации уведомляет орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение исходным земельным участком, а также его правообладателя о результатах кадастрового учета.
Согласно действующей редакции статьи 34 Закона N 218-ФЗ Росреестр вправе самостоятельно внести изменения в сведения о местоположении границ населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН при условии, что 75 и более процентов площади земельного участка находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны. Практика применения указанной нормы показала, что такой подход себя исчерпал. Значительное количество выявленных пересечений границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельных участков не попадает в установленный критерий, что не позволяет применить указанную норму.
В этой связи законопроектом предлагается вносить такие изменения, если более 50% площади земельного участка, с границами которого пересекаются границы населенных пунктов, территориальных зон, находится в границах или за границами населенных пунктов, территориальных зон, с одновременным изменением границ населенных пунктов, территориальных зон, в том числе если населенные пункты или территориальные зоны имеют общие части границ.
Законопроектом также уточняются требования к подготовке межевого плана в случае, если при кадастровых работах выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, границами муниципального образования, границами субъектов Российской Федерации.
Предлагается осуществлять уточнение границ земельного участка, в том числе с целью устранения реестровой ошибки (включая пересечения границ земельных участков между собой), без учета сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон, внесенных в ЕГРН, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В целях достижения 100% показателя по внесению в ЕГРН границ населенных пунктов и территориальных зон, учитывая сложность, масштабность и затратность выполнения работ по установлению таких границ по причине непрерывности процесса осуществления государственного кадастрового учета новых земельных участков, уточнения местоположения границ и исправления реестровых ошибок в границах земельных участков, законопроектом предлагается механизм регулирования устранения пересечений границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельных участков на стадии их установления.
Предлагаемые законопроектом изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации направлены на введение возможности установления границ населенных пунктов, территориальных зон, а также внесение изменений в документы территориального планирования муниципального образования независимо от наличия пересечения границ одного земельного участка, в соответствии с границами которого устанавливаются границы населенного пункта, территориальной зоны, с границами другого земельного участка.
Внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования в части приведения карт границ населенных пунктов, территориальных зон в соответствие со сведениями о таких границах, содержащимися в ЕГРН, осуществляется в упрощенном порядке, без проведения обязательных процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит устранить препятствия для подготовки документов, содержащих описание местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон, и наполнения ЕГРН сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности и гармонизации сферы земельно-имущественных отношений.
Законопроектом уточняются положения статьи 61 Закона N 218-ФЗ, регулирующие порядок исправления органом регистрации прав реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка.
При этом при реализации указанных полномочий выявлены проблемные вопросы, связанные с применением на практике указанных норм:
не установлен орган исполнительной власти, наделенный правомочием по исправлению (устранению) реестровых ошибок в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке;
не урегулирована процедура уведомления правообладателей земельных участков о планируемых мероприятиях по определению координат;
длительные сроки исправления реестровой ошибки органом регистрации прав (более 5 месяцев) ввиду длительного - более трех месяцев - ожидания органом регистрации реализации правообладателем мероприятий, направленных на исправление ошибки, о которой сообщил орган регистрации прав (за период 2019 - 2021 годов при исправлении реестровых ошибок ни один из правообладателей земельных участков не воспользовался правом на реализацию таких мероприятий);
невозможность исправления реестровых ошибок в случае, если площадь земельных участков в соответствии со значениями координат характерных точек их границ, определенных в целях исправления реестровой ошибки, отличается от площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, более чем на 5%.
Законопроектом предлагается наделить орган регистрации прав полномочиями по исправлению (устранению) реестровых ошибок в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Кроме того, законопроектом предлагается урегулировать порядок доступа к земельным участкам, зданиям, сооружениям или объектам незавершенного строительства на земельном участке в целях обеспечения выполнения за счет бюджетных средств мероприятий по определению координат характерных точек их границ и контуров при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Законопроектом предусматривается сокращение с трех месяцев до одного месяца срока, по истечении которого после направления правообладателям земельных участков и уполномоченным на установление границ органам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки, орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении таких границ. Также законопроектом предусматривается установление большего отклонения (до 10%) значения площади в сторону ее увеличения от такого значения, содержащегося в ЕГРН. Данное изменение обусловлено наличием значительного количества земельных участков (более 30%), значение площади которых, вычисленное при исправлении реестровой ошибки в местоположении, отличается от площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, более чем на 5%.
Также предлагается предусмотреть возможность исправления реестровой ошибки органом регистрации прав до истечения срока, предусмотренного частями 6.1 и 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, при поступлении соответствующего согласия заинтересованного лица или правообладателя объекта недвижимости на ее исправление в соответствии с решением о необходимости устранения реестровой ошибки с целью сокращения общего срока исправления реестровых ошибок и обеспечения исправления максимально возможного количества ошибок за более короткий промежуток времени.
Данные изменения позволят усовершенствовать порядок исправления реестровых ошибок и повысить полноту и качество сведений ЕГРН, а также обеспечить реализацию показателей государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148. При этом в случае, если правообладатель будет не согласен с местоположением границ земельного участка, определенных при исправлении реестровых ошибок, у него сохраняются существующие в настоящее время возможности по самостоятельной подготовке межевого плана земельного участка для отображения в ЕГРН иного местоположения границ земельного участка.
В связи с необходимостью обеспечения реализации положений законопроекта, в том числе доработки федеральной государственной информационной системы ЕГРН, предусмотрено, что данный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Срок в сто восемьдесят дней необходим для принятия подзаконных нормативных правовых актов для обеспечения реализации норм законопроекта.
Принятие законопроекта не противоречит Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года.
Реализация законопроекта не повлечет за собой необходимости выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов. В целях реализации законопроекта не потребуется увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти, реализация предусмотренных законопроектом мероприятий будет осуществляться в рамках доведенного финансирования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и его реализация не потребуют дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.