Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 321836-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах" (далее - законопроект) направлен на формирование правовых основ эффективной экосистемы народных художественных промыслов, расширение перечня участников деятельности в области народных художественных промыслов и направлений государственной поддержки.
Необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Закон N 7-ФЗ) обусловлена тем, что действующая редакция Закона N 7-ФЗ:
не учитывает в должной мере современные вызовы и тенденции, стоящие перед сферой народных художественных промыслов, и лучшие мировые практики в этой области;
не учитывает все разнообразие и не охватывает весь возможный круг участников отрасли народных художественных промыслов и деятельности в этой области, направлений их поддержки.
Законопроектом вводятся новые понятия "субъект деятельности в области народных художественных промыслов", "уникальное изделие народных художественных промыслов", "изделие народного художественного промысла признанного художественного достоинства", "типовой образец изделия народных художественных промыслов", "творческое варьирование", а также закрепляется на законодательном уровне сложившаяся практика регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
Учитывая специфику отрасли народных художественных промыслов, ее тесную сопряженность с традициями территории и основными носителями этих традиций - жителями мест традиционного бытования, существующим укладом жизни, задачи сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов неразрывно связаны с необходимостью сохранения и развития мест их традиционного бытования.
В настоящее время нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации закреплено порядка 1900 мест традиционного бытования народных художественных промыслов в 67 регионах Российской Федерации, из них 760 уникальных населенных пунктов. В местах традиционного бытования функционирует около 300 предприятий народных художественных промыслов.
Законопроектом вводится процедура регистрации мест традиционного бытования народных художественных промыслов в государственном реестре мест традиционного бытования народных художественных промыслов, которая позволит вести полноценный и структурированный учет указанных мест, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законопроектом также закрепляется существующая практика сопровождения художественно-экспертным советом по народным художественным промыслам деятельности субъектов отрасли народных художественных промыслов и принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в области народных художественных промыслов.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и меры по его реализации будут осуществляться в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка и критериев включения организаций народных художественных промыслов в перечень организаций народных художественных промыслов".
Основание - пункт 4 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минкультуры России, Минфин России.
Срок подготовки - 180 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившими силу:
постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 г. N 1349 "Об утверждении типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам и о перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов";
постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 821 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства";
пункта 1 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2008 г. N 441 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации".
3. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении порядка формирования и ведения государственного реестра мест традиционного бытования народных художественных промыслов, в том числе состав и порядок предоставления сведений для включения в указанный реестр".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 180 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении порядка формирования и ведения государственного реестра образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, в том числе состав и порядок предоставления сведений для включения в указанный реестр".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 180 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении порядка регистрации образцов изделий народных художественных промыслов в качестве образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 180 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении положения о Федеральном экспертном совете по народным художественным промыслам".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 180 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
7. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 180 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
8. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 180 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
9. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении перечня организаций народных художественных промыслов, которым федеральные органы исполнительной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 180 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах" потребует признания утратившими силу следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. N 451 "Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 160 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 июня 2020 г. N 1912 "О внесении изменений в Положение о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. N 451".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 160 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 января 2022 г. N 97 "Об утверждении перечня организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сфере народных художественных промыслов".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 160 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274 "Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 160 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 974 "О внесении изменений в Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержденный приказом Минпромторга России от 15 апреля 2009 г. N 274".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 160 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.