Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 323987-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан в целях защиты жизни и здоровья граждан, защищенности важных государственных, критически важных и потенциально опасных объектов, объектов транспортной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, учреждений уголовно-исполнительной системы от использования беспилотных аппаратов (робототехнических комплексов).
Ранее по инициативе депутатов Государственной Думы был принят Федеральный закон от 02.12.2019 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты", наделивший ряд силовых ведомств (Росгвардию, МВД России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, ФСИН России) полномочиями по пресечению полетов беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА).
Принятие закона было обусловлено угрозой применения БПЛА в противоправных целях: для совершения терактов, доставки взрывных устройств и оружия, распыления отравляющих веществ в местах массового пребывания людей, нарушения функционирования важных государственных, критически важных и потенциально опасных объектов, распространения наркотиков, передачи запрещенных предметов осужденным и т.п.
Последующая реализация закона показала его несомненную актуальность и своевременность, особенно с учетом проведения специальной военной операции.
Так, по данным Росгвардии, в настоящее время при охране Запорожской и Курской АЭС ежесуточно фиксируется и подавляется от 5 до 9 сигналов дистанционного управления БПЛА.
С начала специальной военной операции только в зоне СВО подразделениями Росгвардии было обнаружено 2 585 БПЛА и 1 339 мест их запуска, посредством подавления сигналов дистанционного управления пресечено 298 БПЛА и отдано 372 ложных целеуказания.
По данным ФСИН России, в 2022 году была зафиксирована 81 попытка пролетов БПЛА над территорией учреждений УИС.
Согласно информации ФСО России, в 2022 году было пресечено 208 полетов БПЛА над охраняемыми органами государственной охраны объектами.
Между тем, в настоящее время возникает реальная угроза использования в противоправных целях не только воздушных, но и иных беспилотных аппаратов (робототехнических комплексов), действующих наземно (под землей) или надводно (подводно).
Анализ современной ситуации, в том числе международный опыт, свидетельствуют об активном использовании наземных и морских (надводных, подводных) беспилотных аппаратов в террористических и военных целях. Случаи их противоправного применения уже зафиксированы и на территории Российской Федерации, что обусловлено диверсионно-террористическими устремлениями властей Украины.
Так, 29.10.2022 года в г. Севастополе при помощи надводных беспилотных аппаратов была совершена террористическая атака на военные корабли Черноморского флота и гражданские суда. Согласно распространенным данным Минобороны России, подготовка теракта осуществлялась силами 73-го специального центра морских операций ВСУ. 02.11.2022 года президентом Украины Зеленским В.А. было официально объявлено о намерении создать флот морских беспилотных аппаратов.
В ноябре 2022 года правительство Бельгии утвердило передачу Украине беспилотных подводных аппаратов производства компании ЕСА Robotics Belgium. 09.02.2023 года Министерство обороны Бельгии заявило об обучении военнослужащих ВСУ управлению подводными дронами в рамках миссии ЕС по оказанию военного содействия Украине.
В этой связи законопроектом предлагается расширить существующие полномочия Росгвардии, МВД России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, ФСИН России, ГУ СП при Президенте Российской Федерации по пресечению использования не только беспилотных летательных аппаратов, но и беспилотных аппаратов (робототехнических комплексов) всех видов (наземных, подземных, водных). Такое пресечение будет осуществляться, в том числе посредством их уничтожения или повреждения, а также подавления или преобразования сигналов дистанционного управления.
Учитывая, что Федеральным законом от 29.12.2022 года N 638-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на работников ведомственной охраны возложено право пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве (в целях отражения нападения на охраняемые объекты), представляется целесообразным также расширить эти полномочия по аналогии с полномочиями вышеуказанных силовых ведомств.
Принятие законопроекта обеспечит уполномоченные органы, а также организации ведомственной охраны правовыми основаниями для противодействия террористическим, диверсионным и иным преступным посягательствам.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.