Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 марта 2023 г. N 5.1-01/664
по Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", принятому Государственной Думой 14 марта 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесен Правительством Российской Федерации 22 февраля 2023 года (N 301951-8).
Федеральным законом вносятся изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), согласно которым в санкциях статей 199 ("Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов"), 199.1 ("Неисполнение обязанностей налогового агента"), 199.2 ("Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов") и 199.4 ("Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд") УК РФ предусматривается уменьшение максимального срока наказания в виде лишения свободы (с четырех лет до трех лет; с шести и семи лет до пяти лет).
Кроме того, Федеральным законом статьи 24 ("Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела"), 144 ("Порядок рассмотрения сообщения о преступлении") и 148 ("Отказ в возбуждении уголовного дела") Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополняются положениями, предусматривающими, что уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с уплатой в полном объеме сумм недоимки, пеней, а также суммы штрафа. Порядок и размер указанных сумм определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Федеральным законом регулируются отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "о" (уголовное законодательство; процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 28 марта 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.