Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 14 марта 2023 г. N 3.1-02/882@
по Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", принятому Государственной Думой 14 марта 2023 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 301951-8) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 22 февраля 2023 года и принят Государственной Думой в первом чтении 2 марта 2023 года, во втором и третьем чтениях - 14 марта 2023 года.
Федеральный закон разработан во исполнение пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 апреля 2022 года N Пр-740 и направлен на либерализацию уголовной ответственности за ряд преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Внесенными изменениями снижается срок максимального наказания в виде лишения свободы по квалифицированным составам преступлений, связанным с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также уточняются основания для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения возбужденного уголовного дела.
В частности, сокращаются с шести до пяти лет сроки максимального наказания в виде лишения свободы за преступления, предусмотренные частью второй статьи 199 "Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов" и частью второй статьи 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента", а также с семи до пяти лет - за преступления, предусмотренные частью второй статьи 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Тем самым преступления, предусмотренные указанными составами, переводятся из категории тяжких преступлений в категорию преступлений средней тяжести.
С учетом положений статьи 78 "Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности" УК РФ срок давности по указанным преступлениям будет также сокращен и составит шесть лет (вместо десяти лет согласно действующим положениям УК РФ).
При этом согласно изменениям, внесенным Федеральным законом в статью 199.4 "Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд", квалифицированный состав преступления, предусмотренного указанной статьей, будет относиться к категории преступлений небольшой тяжести (предлагается сократить срок максимального наказания в виде лишения свободы с четырех до трех лет). Таким образом, срок давности для данного преступления составит два года (вместо шести лет, предусмотренных действующими положениями УК РФ).
Одновременно Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) дополняется положениями, в соответствии с которыми уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае уплаты в полном объеме сумм недоимки и соответствующих пеней, а также суммы соответствующего штрафа.
Корреспондирующие изменения вносятся также в статьи 144 "Порядок рассмотрения сообщения о преступлении" и 148 "Отказ в возбуждении уголовного дела" УПК РФ.
Реализация внесенных Федеральным законом изменений будет способствовать повышению эффективности мер, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, а также снижению негативных последствий для российской экономики в современных условиях.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживают концепцию проекта федерального закона.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.