Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации абзаца третьего пункта 14 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы".
Законопроект предполагает установление временного ограничения права лица, к которому применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее - антикоррупционные стандарты), занимать отдельные должности в государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также занимать должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
Взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия применяется в исключительных случаях умышленного совершения грубых правонарушений, связанных с несоблюдением антикоррупционных стандартов, когда иные меры представляются недостаточными с учетом всех обстоятельств ситуации. Перечень оснований для увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия носит исчерпывающий характер и предполагает совершение лицом указанного правонарушения, несущего наибольшую общественную опасность.
Специфика правового статуса лиц, претендующих на замещение соответствующих должностей, предопределяет необходимость предъявления к ним специальных требований, касающихся не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного уровня.
В целях соблюдения принципов справедливости, равенства, исключения возможности несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина предлагается установить, что рассматриваемое ограничение права носит временный характер, а именно пять лет со дня увольнения (освобождения от должности) по соответствующему основанию.
Данный срок коррелирует с предусмотренным в настоящее время сроком нахождения соответствующих сведений в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Законопроект не устанавливает временное ограничение права уволенного за несоблюдение антикоррупционных стандартов занимать отдельные должности во всех организациях, учредителями которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, а также не устанавливает временное ограничение права занимать должности в организациях, деятельность которых контролируется государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.