Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 325736-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 октября 2022 г. N 40-П "По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко" (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации) и в целях совершенствования механизмов применения цифровых технологий в сфере действия законодательства о специальной оценке условий труда путем внедрения цифровых технологий.
В рамках реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации законопроектом устанавливаются нормы, обязывающие при проведении специальной оценки условий труда помимо исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в отношении рабочих мест организаций и предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности, учитывать также условия осуществления (специфики) трудовой деятельности.
Предлагаемые изменения позволят реализовать право на досрочное пенсионное обеспечение работников, занятых на рабочих местах в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, работа на которых предполагает взаимодействие с осужденными.
При этом вопрос о порядке уплаты работодателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за работников, занятых с осужденными, дополнительного законодательного регулирования не требует, так как механизм его реализации в настоящее время заложен в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 марта 2023 г. N 358 "О внесении изменения в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей", в соответствии с которым указанный перечень рабочих мест дополнен новым пунктом, позволяющим в дальнейшем установить особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест работников учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными.
Обязательное применение особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах, позволит учитывать специфику трудовой деятельности работников при определении итогового класса (подкласса) условий труда, от степени которого зависит величина дополнительного тарифа к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
При этом порядок уплаты и величина дополнительного тарифа урегулированы статьей 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные цифровые технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в электронном виде. Вместе с тем законодательством Российской Федерации предусмотрена подготовка документации по специальной оценке условий труда на бумажном носителе, которая утверждается председателем комиссии и подписывается членами комиссии, а также работниками при ознакомлении с результатами проведенной оценки на их рабочих местах.
Кроме того, сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда выдается исключительно на бумажном носителе, что усложняет процесс получения разрешительного документа, дающего право на осуществление соответствующего вида деятельности.
В настоящее время организации, проводящие специальную оценку условий труда, а также работодатели, заключающие с такими организациями гражданско-правовой договор на проведение специальной оценки условий труда, в целях подтверждения сведений, представленных в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, вынуждены дополнительно обращаться в Минтруд России за получением соответствующей информации. Подготовка выписки из реестра требует временных затрат и является дополнительной нагрузкой для заинтересованных сторон, связанной с необходимостью направления заявителем запроса в Минтруд России и ожидания соответствующей информации.
В этой связи выдача сертификата эксперта и выписки из реестра в электронном виде, а также возможность использования электронной цифровой подписи при согласовании отчетной документации о проведении специальной оценки условий труда, позволит сократить издержки заинтересованных сторон, связанные с необходимостью обращения в Минтруд России, а также позволит, в случае необходимости и наличия соответствующих технических возможностей, осуществить переход от существующей модели бумажного документооборота к цифровому обмену информацией.
Также предлагаемые изменения позволят оптимизировать работу Минтруда России, связанную с подготовкой и направлением заявителям соответствующих документов на бумажном носителе, одновременно снизив риск возникновения технических ошибок вследствие человеческого фактора при обработке запросов заявителей.
Кроме того, законопроектом предусматривается расширение функционала Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС СОУТ) и реализация механизма предоставления экспертными организациями в адрес Минтруда России актуальных сведений об экспертном составе в электронном виде посредством личного кабинета организации, проводящей специальную оценку условий труда, который имеется в настоящее время во ФГИС СОУТ у всех таких организаций.
Соответствующее нововведение позволит более эффективно применять механизм контроля за экспертными организациями посредством использования автоматических сервисов ФГИС СОУТ по выявлению несоответствий требованиям законодательства, устранит необходимость направления соответствующей информации в Минтруд России на бумажном носителе, как это предусмотрено в настоящее время, упростит процедуру получения и обработки поступившей информации.
Также предлагается осуществлять запрос информации о сокращении области аккредитации лаборатории, являющейся структурным подразделением организации, проводящей специальную оценку условий труда, в Росаккредитации посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, поскольку такая информация имеется в распоряжении Росаккредитации. Порядок такого взаимодействия устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации, регулирующим вопросы допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в соответствующем реестре, приостановления и прекращения их деятельности.
Проектируемые нормы также обеспечат упорядочивание процедуры рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества специальной оценки условий труда, в том числе, посредством введения запрета на рассмотрение разногласий по результатам экспертизы качества специальной оценки условий труда, если по указанной экспертизе уже принято и опубликовано решение судебного органа.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроектом не вводятся дополнительные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и реализация проекта федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации и будет осуществляться в пределах установленной штатной численности сотрудников и выделяемых финансовых ассигнований на осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации функций, и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" потребует расширения функционала Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда и будет осуществляться в рамках запланированных расходов Минтруда России на развитие информационных технологий, а именно, ежегодно заключаемых Минтрудом России государственных контрактов на развитие и эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда на 2021 - 2023 гг.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
I. Признание утратившими силу, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, признание утратившими силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, приостановление нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" не требуется.
II. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие изменению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда":
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2333 "О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования".
Срок подготовки - 3 месяца со дня принятия решения о внесении законопроекта в Государственную Думу.
Исполнитель - Минтруд России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда".
Срок подготовки - 3 месяца со дня принятия решения о внесении законопроекта в Государственную Думу.
Исполнитель - Минтруд России.
III. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" не требуется.
IV. Признание утратившими силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" не требуется.
V. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие изменению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда":
1. Приказ Минтруда России от 3 ноября 2015 г. N 843н "Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда".
Срок подготовки - 3 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - Минтруд России.
2. Приказ Минтруда России от 8 сентября 2016 г. N 501н "Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда".
Срок подготовки - 3 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - Минтруд России.
3. Приказ Минтруда России от 29 апреля 2015 г. N 258н "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда".
Срок подготовки - 3 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - Минтруд России.
4. Приказ Минтруда России от 8 июля 2016 г. N 350н "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда".
Срок подготовки - 3 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - Минтруд России.
5. Приказ Минтруда России от 22 октября 2021 г N 151н "Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке, условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке, условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "151н" следует читать "757н"
Срок подготовки - 3 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - Минтруд России.
VI. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда":
Проект приказа Минтруда России "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными".
Срок подготовки - 3 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - Минтруд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.