Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 325730-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях установления запрета пропаганды незаконных оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, потребления наркотических средств и психотропных веществ, культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Законопроектом уточняется понятие "пропаганда незаконных оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, потребления наркотических средств и психотропных веществ, культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры" (далее - пропаганда незаконного оборота наркотиков) и определяющие его признаки.
С уточнением понятия пропаганды незаконного оборота наркотиков законопроектом одновременно вводится ее полный запрет, в отличие от существующего запрета некоторых из ее элементов.
Кроме того, законопроектом предлагается допустить публичное распространение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", произведений науки, литературы и искусства, содержащих информацию о наркотиках и обнародованных до 1 января 2024 г. (при отсутствии в них сведений о способах, методах незаконных разработки, изготовления и использования наркотиков, местах их незаконного приобретения, а также о способах и местах незаконного культивирования наркосодержащих растений). При этом после указанной даты публичное распространение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет") таких произведений предполагается допустить только при условии одновременного сообщения о том, что за незаконный оборот наркотиков предусмотрена ответственность, в том числе пожизненное лишение свободы, а их незаконное потребление вызывает зависимость и непосредственно угрожает жизни и здоровью человека.
Одновременно законопроектом предусматривается внесение корреспондирующих изменений Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Внесение предлагаемых изменений создаст правовые основы для введение административной и уголовной ответственности за пропаганду незаконного оборота наркотиков в сети "Интернет", в связи с чем потребуется внесение соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Вступление в силу соответствующего Федерального закона с 1 января 2024 г. обусловлено необходимостью издания подзаконных актов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета, а также увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует издания постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101".
Законопроектом вносятся изменения в перечень информации, в отношении которой уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти принимаются решения о включении содержащих ее доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр).
Создание, формирование и ведение Единого реестра отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В целях приведения в соответствие с изменениями, вносимыми законопроектом, проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101" направлен на наделение федеральных органов исполнительной власти (МВД России и Роскомнадзор) полномочием по принятию решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в Единый реестр, в отношении пропаганды незаконных оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, потребления наркотических средств или психотропных веществ, культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Ответственный разработчик - Минцифры России.
Соисполнитель - МВД России.
Срок разработки - 1 ноября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.